Творческий путь Нины Сергеевны не похож карьеру многих других артистов, которые с самого детства занимались музыкой, постепенно поднимаясь к славе. Личность и дух Нины Исаковой формировались в самые трудные времена — в годы войны. Осенью 41-го в деревушку Лепехи, что стоит среди непроходимых смоленских лесов, вторглись немцы. Нине тогда только исполнилось 13 лет. Вся её семья помогала партизанскому отряду «Смерть фашизму». Будущая певица стала связной — носила записки командира отряда. Люди, измученные войной, потерями, живущие в постоянной опасности, как никогда нуждались в поддержке. И этой поддержкой стал голос Нины Исаковой. В перерывах между боями, на привалах, в землянках, укрытых еловыми ветками, девочка пела, и солдаты словно оказывались в другой, мирной жизни. Нине все говорили, что, когда закончится война, она должна обязательно пойти учиться и стать певицей.
Но впереди было ещё несколько лет тяжёлых испытаний и лишений. В 43-м Нина Сергеевна оказалась за колючей проволокой. За время войны, Исакова пережила три (!) концлагеря. Работать приходилось так много, что на пение сил не оставалось. И только весной 45-го вместе c артиллерийскими залпами и криками «Победа!» пришло долгожданное освобождение и надежда на светлое будущее.
Первый инструментальный ансамбль, в котором стала петь Нина Сергеевна, кто-то в шутку назвал «оркестром международных инструментов». Это был коллектив музыкантов-любителей, состоящий из губной гармошки, мандолины, гитары, скрипки, гобоя и русской балалайки. Потом Нина Исакова пела в сопровождении лучших симфонических оркестров страны. Но тот самый маленький ансамбль, созданный в первые дни свободы, она не забудет никогда. На одном из концертов голос Нины Сергеевны услышал замечательный баянист-виртуоз Василий Шейн. Он пригласил певицу в военный ансамбль Кантемировской дивизии.
Спустя некоторое время Нина Исакова окончила музыкальную школу, затем поступила в Черниговское музыкальное училище, и наконец — в Московскую консерваторию. Стала солисткой Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Каждый свой концерт Нина Сергеевна Исакова посвящала людям, с которыми её столкнула судьба на непростых дорогах войны. Её красивое, чарующее меццо-сопрано полюбили не только в России, но и за рубежом. В 1974-м году Нина Исакова получила Государственную премию РСФСР имени Глинки, а с 1978 года стала преподавать в Московской консерватории.
Среди пожелтевших документов у Нины Сергеевны хранится большой фирменный листок, датированный 27 сентября 1945 года. Это рекомендация, адресованная начальнику Смоленского управления культуры. «Убедительно прошу вас, — писал командир того самого партизанского отряда „Смерть фашизму“ Петр Карпович Шматков, — оказать содействие бывшей партизанке моего отряда Нине Сергеевне Исаковой — она очень способный человек, и я уверен в том, что со временем из неё выйдет толк». Слова командира оказались пророческими.