Иванова Виктория Николаевна

22.09.1924 – 01.02.2002
Иванова Виктория Николаевна
Творчество Виктории Ивановой — одна из ярких страниц российского музыкального исполнительства ХХ века.
Будущая певица родилась в Москве в семье медиков. Отец очень любил музыку. Увы, он ушёл из жизни очень рано: дочке было всего три года. Мама, заметив природные способности Ии (как называли Викторию близкие), отвела её в знаменитую Гнесинку. Школу Виктория Иванова окончила по классу фортепиано, но затем сменила музыкальную специальность: в училище и институте училась уже в классе вокала, у известного педагога Ольги Фёдоровной Славинской-Фёдоровской. Ещё в студенческие годы начала записываться на радио (сегодня в Телерадиофонде хранится более 200 её записей!), затем на фирме «Мелодия», а в 1951 году певица стала солисткой Московской филармонии.
Иванова Виктория Николаевна
В 50–60-е годы прошлого века Виктория Иванова века была настоящей звездой — объездила с концертами не только нашу страну, но также с успехом выступала в Болгарии, Финляндии, Японии, Франции, Англии. Её партнерами по сцене были знаменитые музыканты: скрипачи Давид Ойстрах и Олег Каган, виолончелистка Наталия Гутман, дирижёр Владимир Федосеев, пианист и клавесинист Алексей Любимов, арфистка Ольга Эрдели и другие.
Иванова Виктория Николаевна
Голос певицы называли ангельским, неземным, лишённым земного притяжения, сравнивали с прозрачным тембром флейты. Но при всей хрупкости, нежности он не был бестелесным, в нём жила душа — чистая и кроткая, открытая миру и людям. А если к этому добавить высочайшее вокальное мастерство, безупречную интонацию, отточенный вкус, невероятную требовательность к себе и неотразимое женское обаяние — лучистые голубые глаза, заразительный серебристый смех, очаровательную улыбку, — то станет понятным состояние восторга, которое испытывали слушатели на концертах Виктории Ивановой.
Иванова Виктория Николаевна
Её репертуар включал музыку самых разных эпох: барокко, классику, романтизм, старинные английские и французские сочинения, русские романсы, произведения современных авторов. Виктория Николаевна умела быть одинаково убедительной в духовных сочинениях Вивальди, Баха, Шютца, в песнях и романсах Глинки, Булахова, Мусоргского, Шумана, Шуберта, Брамса, в детских песенках Прокофьева (вспомним его знаменитую «Болтунью»!) — и даже в мультфильмах: её голосом пели, например, Русалочка или Настенька из «Аленького цветочка». Голос певицы мог звучать задушевно и насмешливо, кокетливо и строго, радостно и лукаво. Однако творческие достижения Виктории Ивановой долгое время оставались неоцененными: звание заслуженной артистки РФСФР певица получила только в 50 лет. Да, она не была оперной дивой, не обладала модельной внешностью, но в её пении звучала сама жизнь со всеми радостями и горестями, милыми подробностями и горестными потерями. А потерь и горестей было немало: смерть мужа, тяжелая болезнь дочери, заботы о пожилой свекрови. Но пока были силы, певица продолжала выходить на сцену — выступала на фабриках и заводах, ездила по колхозам. Умела расположить публику к себе, а главное, к музыке. Каждую композицию начинала с рассказа — о композиторах, о произведении. А потом пела, и восхищенные слушатели не хотели ее отпускать…
Иванова Виктория Николаевна
С первых дней существования радио «Орфей» Виктория Иванова была нашей верной слушательницей и большим другом. Радиоприемник замечательной певицы был постоянно настроен на волну «Орфея», где в числе других замечательных певцов звучал её голос.
У каждого исполнителя есть своя «визитная карточка». Была она и у Виктории Ивановой — романс Александра Гурилева «Вам не понять моей печали». С удивительным тактом и благородством, сдержанно, без излишней сентиментальности, но, в то же время так тепло и сердечно звучит он в исполнении выдающейся певицы Виктории Николаевны Ивановой, которую современники называли Марией Каллас камерного пения.
текст — Ольга Кордюкова