Африка, джаз и капелька классики: неповторимый Жоливе
Жоливе родился и жил в ХХ веке, но по многим своим устремлениям был близок к эпохе Ренессанса. По его словам, он с юности стремился быть «по-настоящему универсальным человеком, человеком космоса, и вернуть музыке её первоначальный античный смысл». А смысл музыки для композитора был в объединении людей через её древнее, мистическое начало. На протяжении всей карьеры Жоливе искал необычные тембровые сочетания, нестандартные инструменты, часто обращался к экзотическим ритмам Африки и Океании.
Впервые внимание широкой публики композитор привлёк в 1930-х годах, когда он выступал как участник объединения «Молодая Франция». Вместе с единомышленниками, среди которых были Оливье Мессиан, Ив Бодрие и Даниэль Лесюр, автор стремился к «новому романтизму» и осуждал увлечение конструктивизмом в искусстве. В то время возникает его цикл фортепианных пьес «Мана», вдохновлённый африканскими мотивами. Эту линию продолжили «Пять ритуальных танцев для оркестра», «Заклинания» для флейты соло и «Дельфийская сюита» для духовых, арфы, ударных и волн Мартено. К более масштабным, но всё таким же удивительным сочинениям автор приходит после войны. Тогда на свет появляются четыре балета, опера «Долорес», несколько симфоний. Любимым жанром композитора становится инструментальный концерт: здесь особо выделяется его концерт для волн Мартено с оркестром. За Жоливе даже закрепляется прозвище «музыкального Гогена» за его беспрерывный интерес к экзотике и стремление соединить классику с полинезийской музыкой.
Кроме того, в середине 1940-х Жоливе написал несколько критических статей, которые принесли ему известность, подчас довольно скандальную. Так его эссе «Достаточно Стравинского», где Жоливе писал, что творчество этого композитора не оказало на французскую музыку существенного влияния, вызвало волну дискуссий. Споры на страницах музыкальных изданий не утихали ещё около года.
За свою долгую жизнь Андре Жоливе успел побывать и журналистом, и музыкальным директором парижского «Комеди Франсез», создать музыку к более чем десятку спектаклей, объездить мир в качестве дирижёра, написать книгу о Бетховене и выступить в качестве консультанта по вопросам музыки в Министерстве культуры Франции. Замечательного композитора не стало в декабре 1974 года.
«Музыка — это прежде всего акт общения. Общения композитора и природы в момент создания композиции, а затем — общения композитора и публики в момент исполнения».
Текст: Анна Чичагова