«Советский Моцарт», или «Дуня-композитор»
Пожалуй, нет в нашей стране более известного и популярного музыканта, чьи произведения знает буквально каждый. Недаром он получил неофициальный титул «советский» или «красный Моцарт» за исключительную красоту, легкость и оптимистичность своей музыки. Но, как и у великого австрийца, его судьба была далеко не столь безмятежной — были в ней и тяжелые, трагические моменты, что, впрочем, присуще большинству гениальных творцов.
Исаак Осипович Дунаевский родился в маленьком городке Лохвица на Полтавщине, неподалеку от Миргорода — родины Гоголя, в многодетной еврейской семье, где все любили музыку. Его дед по отцу был кантором в местной синагоге, а имя ему досталось от деда по матери. Мальчик с детства учится играть на скрипке — сначала дома, а потом в музыкальном училище Харькова, куда семья переехала в 1910 году. Там же он заканчивает и консерваторию не только как скрипач, но и композитор — у знаменитого педагога Богатырёва, воспитавшего многих известных музыкантов. Получив диплом, юноша работает концертмейстером, а затем дирижёром в Харьковском драматическом театре под руководством режиссера Синельникова, открывшего дорогу в искусство Тарханову, Комиссаржевской, Остужеву, Леонидову, Пельтцер и другим звездным актерам. У него же делает первые творческие шаги и молодой Дуня, как называют его друзья, дебютируя в 1920 году музыкой к спектаклю «Женитьба Фигаро». Одновременно он пишет статьи в газетах, читает лекции, создает музыкальные кружки при воинских частях.
Однако, скоро ему уже тесно в провинции, и начинающий автор переезжает в столицы — сперва в Москву, далее в Ленинград, где кипит бурная творческая жизнь. Здесь он сотрудничает с различными театрами, варьете, мюзик-холлами, сочиняет музыку для спектаклей, знакомится с ведущими представителями пролетарского искусства — Хенкиным, Шостаковичем, Булгаковым, Утесовым, Александровым. Союз с двумя последними ознаменовался рождением шедевров советского музыкального кино — комедий «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь». Главную женскую роль в них сыграла звезда отечественного экрана Любовь Орлова. Мелодии из этих картин обретают неслыханную популярность, а имя их создателя становится известным всему СССР. Он получает многочисленные заказы, продолжает сочинять жизнеутверждающие массовые песни, балеты, оперетты, музыку к фильмам, избирается депутатом Верховного совета, возглавляет Ленинградский союз композиторов, женится и рождает сына. Но все это благополучие разрушает война. Как руководитель ансамбля песни и пляски железнодорожников, Дунаевский, отрезанный от дома и семьи, ездит на поезде по всей стране, дает бесконечные концерты, поднимая настроение воюющего народа, но пишет мало. «Когда говорят пушки, музы молчат» — это именно о нем. Среди созданного им в военные годы выделяется песня «Моя Москва», ставшая сейчас гимном столицы России. К слухам о том, что мастер «исписался», вскоре добавляется пресловутая «борьба с космополитами», отразившаяся и на нем. Его ноты не издают, их автора не выпускают за границу, к 50-летию ему присваивают «всего лишь» звание народного артиста РСФСР, а не СССР, чего он уже давно достоин.
Но композитор продолжает творить, несмотря ни на что, хотя и в более сдержанном, чем прежде, интимно — лирическом ключе. После войны им написана музыка к фильмам «Весна» и «Кубанские казаки», оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация», которую он сам не успел закончить, песни «Школьный вальс», «Молчание», «Дорогие мои москвичи», «Летите голуби» и другие яркие сочинения. И все же перенесенные испытания отразились на его здоровье. Сердце Дунаевского не выдержало 25 июля 1955 года.
Текст — Анатолий Лысенков.