Зара Долуханова. Королева камерной сцены
Имя певицы Зары Долухановой появилось на афишах Большого зала Московской консерватории в начале 50- х годов. Редкий по тембру голос, колоратурное меццо-сопрано, и неизвестные сочинения в репертуаре превращали каждый концерт в яркое культурное событие. Артистка не изменила преданной публике: она отказалась от статуса солистки Большого театра и стала звездой камерной сцены.
В поисках интересного репертуара она обнаружила авторскую редакцию арии Розины из «Севильского цирюльника» Россини. Как оказалось, композитор написал её для меццо-сопрано. Легендарную запись сделали силами артистов Всесоюзного радио и телевидения. Миниатюрная стройная брюнетка с медным отливом идеально вписалась в образ кокетливой героини. Её Розина стала символом юности и красоты.
После сенсационной победы на Конкурсе вокалистов II Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Будапеште в конце 40-х Долуханова впредь не участвовала в профессиональных состязаниях. Главным экзаменатором для неё была она сама. На дебютных сольных гастролях в Ленинграде за пять вечеров она спела больше ста произведений. Многие сочинения публика слышала впервые: Перголези, Скарлатти, Малер… Получив тёплый приём, решилась привозить программы, целиком составленные только из сочинений советских композиторов. Одним из первых в этом цикле был Сергей Прокофьев. Певица выступала в десятках стран, в частности, Японии, Новой Зеландии, Аргентине, на Кубе… После концерта в Мексике её попросили дать мастер-класс.
В начале 70-х Зару Александровну приглашают на преподавательскую работу в Институт имени Гнесиных. Здесь она когда-то получала диплом вокалистки, причём уже в статусе бывшей примадонны Ереванского оперного театра. Она ушла из труппы, понимая, что петь «эксклюзивный» репертуар ей не позволят. Последнее выступление артистки состоялось в Москве, в начале 80- х в Большом зале консерватории.