Эдисон Денисов — один из лидеров авангардного движения в советском искусстве. Денисов — не только блестящий музыкант, самобытный композитор, но и общественный деятель, который открывал для своих соотечественников мир современной западной музыки. Он неустанно занимался просветительской деятельностью, организовывал концерты российских музыкантов в Европе и знакомил иностранцев с новым русским искусством.
В юности Эдисон Денисов с отличием окончил и музыкальное училище по классу фортепиано, и физико-математический факультет Томского университета. В тот период перед молодым человеком возникла серьёзная дилемма: выбрать путь науки или путь музыки? И Денисов решается на поразительно смелый шаг. Он посылает свои сочинения на рецензию самому Дмитрию Шостаковичу. Композитор не только находит время ответить неизвестному молодому человеку из Томска, но и отправляет ответное письмо с разбором его трудов. Между начинающим автором и всемирно известным композитором завязывается переписка, которая позже перерастёт в настоящую дружбу. Интересно, что Шостакович еще не раз сыграет важную роль в жизни Денисова — именно он в 1956 году даст рекомендацию для вступления в Союз композиторов.
В начале пути Денисов находится под мощным влиянием музыки Шостаковича, и лишь в 1960-х годах у него начинает складываться собственный творческий почерк. Первым значимым трудом, отразившим самобытность композитора, становится «Солнце инков» — одна из его самых знаковых работ. Она практически сразу получает популярность в Европе и приносит композитору международное признание. Кантату «Солнце инков» Денисов написал для сопрано и ансамбля на стихи чилийской поэтессы Габриэлы Мисталь. Это сочинение открывает для Денисова новый звуковой мир, непривычный как для исполнителей, так и для слушателей. Премьера кантаты состоялась в Ленинграде в 1964 году и имела колоссальный успех. Год спустя «Солнце инков» звучит уже в залах Парижа и Лиссабона. Живописность звуковой палитры и богатство звука при небольшом количестве инструментов и в дальнейшем станут узнаваемыми чертами творчества Эдисона Денисова.
Получив признание за рубежом, Денисов всё чаще участвует в международных фестивалях, знакомиться с музыкантами по всему миру, привозит от них ноты и записи произведений, не известных в Советском Союзе. Этими богатствами он щедро делится с единомышленниками. Также он организовывает в Союзе композиторов два образовательных цикла: «Музыка ХХ века» и «Новые произведения композиторов Москвы». В эти программы он включает произведения не только своих современников, но и незаслуженно забытых композиторов-новаторов 1920-х годов. Параллельно, в консерватории Денисов приобщает своих учеников к шедеврам мировой классики и неизвестным произведениям современной музыки, устраивая регулярные прослушивания с детальным анализом сочинений.
В своём творчестве Денисов сумел охватить довольно широкий жанровый диапазон. В период с 1970 по 1990-е годы Денисов создал двадцать концертов для различных инструментов с оркестром, в которых использовал довольно редкие сочетания инструментов. Также он обращается к жанру музыкального театра, сотрудничает с Театром имени Маяковского и Театром на Таганке. Внушителен список киноработ, созданных Денисовым в те годы — это более шестидесяти фильмов.
В последние годы жизни он активно работал в Парижском институте, который занимается изучением и поиском новых акустических возможностей. Во Франции, где его особенно любили, и где его музыка находила наиболее яркий отклик, Денисов получил звание Почётного гражданина Парижа и был награждён Орденом Почётного легиона.
«Мне хотелось вытащить на свет и всю ту замечательную музыку, которая, подобно живописи Кандинского и Малевича, Фалька и Филонова, в течение многих лет считалась несуществующей. Делать что-то хорошее, помогать тем, кто является гордостью нашей музыки, кого все эти годы не издавали и не записывали, не включали в официальные концерты».
Текст: Анна Чичагова