Его очень высоко ценил Чайковский. В 1877 году Петр Ильич, увидев в Венском театре «Сильвию», так отозвался о спектакле: «В Вене я слышал балет „Сильвия“ Лео Делиба, именно слышал, потому, что это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес. Что за прелесть, что за изящество, богатство мелодическое, ритмическое и гармоническое…» — восхищался Чайковский.
Ранняя музыкальная одаренность Делиба не вызывает удивления: мать была дочерью солиста парижского театра «Опера комик», а дядя органистом. Музыкальное образование Лео Делиб получил в Парижской консерватории, по окончании которой он некоторое время работал органистом в разных парижских соборах, затем был хормейстером Гранд-опера, а в 1881 году, будучи уже знаменитым, был назначен профессором Парижской консерватории по классу композиции.
Начало творческого пути Делиба не было особо удачным. Первые 13 небольших опер не принесли ему никакого успеха. Его известность началась в 1866 году, когда он совместно с Минкусом написал балет «Ручей». Но настоящий триумф ждал композитора чуть позже — в 1870 году в Парижской опере был поставлен балет «Коппелия» по Гофману, а еще через 6 лет — балет «Сильвия», который так восхитил Чайковского. Из его опер, пожалуй, больше всего популярны комическая опера «Так сказал король» и лирико-драматическая «Лакме», повествующая о любви британского офицера и дочери верховного жреца индусов. Кроме опер и балетов Делиб написал мессу, несколько детских хоров, лирическую сцену «Смерть Орфея» и множество романсов.
В истории музыки Лео Делиб остался прежде всего как яркий представитель чисто французской музыкальной традиции, повлиявшей на его младших современников.
«Лакме» — шампанское с горчинкой экзотики
Лео Делиб — образец французского стиля. Его музыка свежа как глоток настоящего шампанского. На оперных подмостках композитора прославила отважная «Лакме». Впервые зрители переживали за индийскую красавицу 14 апреля 1883 года.
В самом начале действа парижане уже растревожены. Их сердца растопила филигранная ария в исполнении сопрано Марии ван Зандт. Американская звезда «Опера-комик» обладает не только грациозным голосом, но и щедрым даром актрисы. Её героиня разрывается между дочерним долгом, любовью к родине и страстью к мужчине. Отец девушки — верховный жрец — молится о независимости Индии и ведет паству воевать с англичанами, а она влюблена в английского офицера.
Душераздирающий сюжет придумал настоящий морской офицер Пьер Лоти. Служа во флоте, он повидал множество стран и, выйдя в отставку, писал романы. Один из них найдет музыкальное воплощение в колоритной опере Делиба. На сцене много индийской экзотики: храм, статуи богов, священный сад, полный прекрасными, но ядовитыми цветами. Их нектар выпьет Лакме в финале, так и не сумев принять невозможный выбор.
Мелодии этой семейно-любовно-гражданской драмы композитор сочинял без малого год, оркеструя оперу уже во время репетиций. Публика приняла его детище тепло. Но разве могло быть иначе?
Во Франции до сих пор любят этот красочный спектакль. Арии и дуэты из «Лакме» щедро дарят певцам шанс показать слушателям изящество голоса и актерский талант…
Гоня от себя дурные предчувствия, восточная красавица в компании служанки дышит ароматом индийского сада. Хрустальная музыка пьянит как шампанское, выдавая с головой автора — настоящего француза Лео Делиба.
Текст: Наталья Оганджанянц