Гутман Наталия Григорьевна

род. 14.11.1942
«Когда играет Гутман, мы имеем дело с некоей огромностью» — единодушно утверждают критики. И, конечно, многим знакомо от особое ощущение, которое создаётся на её концертах — ощущение причастности к музыкальной тайне, какому-то непостижимому, но восхитительному событию. Известный сценарист Тонино Гуэрра после визита в Россию, признался, что концерт Гутман для него стал одним из самых драгоценный русских впечатлений: «Я помню этот ветер музыки, этот дождь, который на меня обрушился… Очень странно, но неистовая игра вдруг отнесла меня в детство» — заметил он.
Говорят, что Наталия Гутман никогда не улыбается во время исполнения — «басовые ноты» виолончельной поэзии всегда серьёзны. Серьёзность, тщательность и честность — это свойства не только её игры, но и её характера, который сложился в нелёгкое для России время.
Наталия Гутман родилась в Казани во время второй мировой войны. Это, по-видимому, однозначно определило сложный жизненный сюжет. Даже наблюдая со стороны, мы можем заметить, например, такой неожиданный поворот: окончание аспирантуры в Ленинграде — у Ростроповича — после завершения Московской консерватории у Козолуповой.
Были и другие контрасты. Множество побед, среди которых — третья премия на конкурсе имени Чайковского, и официальное запрещение играть за рубежом — девять лет виолончелистка была «невыездной» по до сих пор не понятным ей причинам.
Но когда появилась возможность уехать, Гутман осталась здесь: «Я как цветок, который нельзя пересадить в другую почву», — сказала она однажды.
Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, Святослав Рихтер, Элисо Вирсаладзе — можно назвать ещё множество блестящих имён, которые встречаются на афишах с именем Натальи Гутман. Великий скрипач Олег Каган стал её спутником жизни. Трио Гутман, Каган, Рихтер было легендарным.
Уже после смерти Кагана режиссёр Андрей Хржановский создал фильм об этом скрипаче — он так и называется «Олег Каган. Жизнь после смерти». А затем появился фильм и о Наталии Гутман. Он сделан за рубежом и с большим успехом был показан на фестивале в Утрехте.
Пока этого фильм почти неизвестен в России, и мы не знаем, похожа ли его героиня на настоящую Наталию Гутман. Во всяком случае, кроме огромного таланта, она обязательно должна обладать чувством постоянного недовольства собой. Ведь даже когда успех исполнения очевиден, виолончелистка не чувствует удовлетворения: «Потому что мой знак зодиака — это скорпион, который вечно пытается сам себя ужалить», — заметила она в одном из интервью.
Лео Гаккель, критик, музыковед, большой поклонник виолончелистки, писал, что в её игре слышится вескость итога. Не случайно в конце её концертных программ иногда оказываются сочинения, которые обычно ставят в начало. Ведь любое произведение она может исполнить так, как будто за ним ничего не следует, как будто за ним — предельная черта. Наверное, это и называют «игрой на максимуме». Может быть это действительно итог — ведь конец 20-го века называют «итоговым временем».
«Век мой, зверь мой, кто сумеет / заглянуть в твои зрачки?» — писал Осип Мандельштам. Одна из тайн искусства Наталии Гутман в том, что эта виолончелистка действительно заглянула в глаза сразу двум столетиям. И уверенно сказала: «Я считаю, что вскоре художники будут возвращаться в Россию, что начнётся её возрождение, и она превратится в настоящий Клондайк искусств».