Грач Эдуард Давидович

род. 19.12.1930
Он — не только старейший сейчас исполнитель на скрипке в мире, но и один из рекордсменов в истории музыки по продолжительности исполнительской карьеры.
Только официальный его артистический стаж, начинающийся с победы на Будапештском молодежном фестивале в 1949 году, уже превышает 70 лет. А если добавить сюда годы учения в одесской музыкальной школе Столярского и в московской ЦМШ, то будет еще, как минимум, лет на 10 больше. Правда, его становление, проходившее в годы войны, не было безоблачным и гладким, но трудолюбие и упорство музыканта помогли ему найти свой путь в искусстве. Эвакуированный в Новосибирск в 1941 году, он продолжает занятия и там, а в 13 лет даже дает свой первый сольный концерт, за что получает направление на учебу в Москву, с которой свяжет всю свою дальнейшую жизнь. Здесь его наставником в Центральной музыкальной школе, а затем в Московской консерватории становится замечательный советский педагог, тоже уроженец Украины, Абрам Ямпольский, у которого учатся многие талантливые советские скрипачи — Коган, Ситковецкий, Безродный, Янкелевич и другие. Грач занимает в этом ряду достойное место. Вскоре он получает звание лауреата на конкурсе имени Лонг и Тибо в Париже и имени Чайковского в Москве, а после окончания аспирантуры у Давида Ойстраха становится солистом Москонцерта и столичной филармонии. Его игра отличается высоким техническим совершенством, красотой и наполненностью звучания скрипки, несет в себе огромный заряд энергии и оптимизма. Он активно гастролирует по нашей стране и за рубежом, выступает со многими известными оркестрами и дирижерами — отечественными и иностранными, записывается на пластинки. В его репертуаре сотни произведений разных эпох — от классики до наших дней. Ему посвящают свои сочинения ведущие советские композиторы Эшпай, Бабаджанян, Хачатурян, Щедрин. Особое место в его концертной практике занимает камерное музицирование в составе знаменитого трио вместе с пианистом Евгением Малининым и виолончелисткой Натальей Шаховской.
Однако растущая популярность не мешает скрипачу неуклонно расширять свои творческие горизонты. Так, на рубеже 70-80-х годов, на пороге своего 50-летия, он начинает заниматься дирижированием и осваивает новый для себя инструмент альт. А еще через 10 лет, уже приближаясь к 60-летнему возрасту, Грач приступает к преподавательской деятельности в своей альма-матер, Московской консерватории, и это становится началом нового этапа в деятельности музыканта. Уже на следующий год он получает звание профессора и создает на основе своего консерваторского класса камерный оркестр «Московия», с которым работает по сей день. Коллектив и его худрук объездили многие страны мира, подготовили десятки интереснейших программ, записали множество компакт-дисков. Оркестранты понимают дирижера буквально с полуслова и составляют с ним как бы одно неразрывное целое, поскольку практически половина состава — воспитанники самого маэстро.
Всего за 30 лет преподавания им подготовлены сотни учеников, многие из которых стали победителями различных международных состязаний и составляют ныне целую самостоятельную скрипичную школу, ставшую гордостью современного российского исполнительства. Их имена хорошо известны не только в нашей стране, но и за ее пределами. Это Алёна Баева, Никита Борисоглебский, Гайк Казазян, Айлен Притчин и другие. Да и сам Грач не ограничивается только работой в российской столице, но и несет свои знания и опыт всему миру — дает мастер-классы в различных городах Европы, Америки, Азии, участвует в жюри многочисленных международных конкурсов, часто в качестве председателя, сам организует и возглавляет новые музыкальные соревнования. Например, в 1996 году он основал конкурс памяти своего учителя Ямпольского, который прошел уже 7 раз. А к своему 90-летию маэстро учредил собственный скрипичный турнир, который в связи с пандемией коронавируса прошел в режиме онлайн. Так что музыкант, несмотря на свой более чем солидный возраст, не стоит на месте и идет в ногу со временем, с присущей ему энергией и темпераментом осваивая и развивая самые новейшие и необычные формы существования скрипичного искусства ХХI века.
Текст — Анатолий Лысенков.