Горовиц Владимир Самойлович

Horowitz Vladimir

01.10.1903 – 05.11.1989
Горовиц Владимир Самойлович

Московская оттепель Владимира Горовица

Исторический концерт величайшего пианиста Владимира Горовица в Большом зале Московской консерватории весной 1986 года мог и не состояться.
Тысячи советских меломанов 18 апреля 1986 года испытывали белую зависть к тогдашним студентам и преподавателям Московской консерватории. Вузовцы оказались в будний пятничный день свидетелями исторического события. Руководство учебного заведения пустило «своих» на репетицию живой легенды фортепианного искусства XX века Владимира Горовица, прилетевшего из США в столицу с единственным концертом. Маэстро, увидев на прогоне выступления большое количество людей в зале, выложился «по полной программе», забыв о контракте и жёстко прописанных в нем финансовых условиях. Очевидцы утверждают, что по сути в Большом зале Горовиц дал два «полноценных» фееричных представления.
Горовиц Владимир Самойлович
Запланированный концерт состоялся в воскресенье 20 апреля.
Западная пресса насчитала порядка четырёх сотен билетов, пущенных в свободную продажу. Оставшиеся тысячу с лишним мест зарезервировали за культурным бомондом. Огромная толпа «рядовых» фанатов, лишённая возможности попасть внутрь, простояла у здания консерватории до конца музыкального вечера. Люди не слышали, понятно, ни одного звука, рождающегося и умирающего на сцене по магической воле гения, но мысленно пропускали через себя сочинения Скарлатти, Рахманинова, Скрябина… Позже выпущенные на Западе записи концерта стали всеобщем достоянием, равно как и снятый фильм о приезде 82-х летнего американского пианиста Владимира Горовица на свою историческую родину через 60 лет после иммиграции.
Горовиц долго готовился к визиту в СССР. Переговоры буксовали— нерешительность проявляли обе стороны. Горбачевская «оттепель» растопила лёд сомнений. Впрочем, уникальные гастроли могли и сорваться.
Горовиц Владимир Самойлович
Маэстро прилетел в Советский Союз за неделю с небольшим до аварии на Чернобыльской АЭС. Но, к счастью, артист все же успел дать два из трех запланированных концертов — кроме Москвы он играл в Ленинграде. Триумфальное возвращение Горовица в родной Киев не состоялось. Через три с половиной года величайшего пианиста не стало.
Текст: Ирина Столярова

«Лист XX века»

К музыке Владимир приобщился ещё в детстве: мама была пианисткой и выпускницей Киевского музыкального училища. Обучался там и Владимир вместе со своими братьями Яковом и Григорием, и сестрой Региной. Большое влияние на будущего пианиста оказал дядя — Александр Горовиц — один из любимых учеников Скрябина.
В 1913 году Киевское музыкальное училище преобразовывают в Киевскую консерваторию, где Горовиц учится у Владимира Пухальского, Сергея Тарновского и Феликса Блуменфельда. К музыке Горовиц относится страстно: самостоятельно разучивает сочинения Римского-Корсакова и Чайковского. Позднее пробует подражать Рахманинову и пишет собственные сочинения. Владимир хочет стать композитором, но мечтам не суждено сбыться.
Консерваторию юноша оканчивает досрочно: во время революции семья теряет состояние, Владимир начинает выступать с сольными концертами. В первое время платят чаще продуктами, чем деньгами. Малоизвестный публике пианист собирает не полные залы, но со временем слух о виртуозе распространяется не только по Украине, но и всему Советскому Союзу. С 1922 года Горовиц постоянно гастролирует по стране, благодаря чему накапливает огромный репертуар. Так, только в знаменитой «Ленинградской серии» пианист дал 20 концертов.
В 1925 году Горовиц получает разрешение выехать на учёбу в Германию. Перед отъездом музыкант разучивает Первый фортепианный концерт Чайковского. Эту интерпретацию Горовица во время его дебюта в Бетховенхалле публика не разделяет — слишком экспрессивная игра. Но уже спустя некоторое время пианист ошеломляюще выступает в Гамбурге с тем же концертом, и зал в восторге — билеты на сольные концерты Горовица раскупают за несколько часов. Некоторые выступления в городах Европы проходят так бурно, что публика неистовствует, усмирять её приходиться стражам порядка.
Горовиц Владимир Самойлович
Америку музыкант начинает покорять в конце 1920-х годов. За несколько лет Горовиц становится вторым самым оплачиваемым пианистом. Первое место уверенно держит кумир музыканта — Рахманинов. Но время берёт своё, в 1932 году Прокофьев пишет в дневнике: «Какой изумительный пианист; с усыханием Рахманинова, пожалуй, первый. Сколько градаций нежности, особенно, когда играет Листа». С таким мнением согласны не все. Критики считают, что Горовицу не хватает музыкальности, игра поверхностна, в ней слишком много внешних эффектов. В 1936-м пианист берёт вынужденную паузу. Возвращается спустя три года, пресса удивлена: Горовиц словно перерос сам себя, его игра стала намного глубже.
Владимир Самойлович гастролирует не только в Америке, но и в европейских странах, однако ситуация на континенте с каждым годом становится напряжённее. Советы настойчиво предлагают вернуться, а в Европе становится опасно. В 1939 году Горовиц вместе со своим тестем Артуро Тосканини окончательно эмигрирует в Соединённые Штаты. Так начинается второй период в карьере музыканта. В первые годы пианист неустанно даёт концерты, выручку от которых отправляет на борьбу с фашизмом. После войны карьера складывается отлично, но в 1953 году музыкант на 12 лет прерывает концерты. Ванда Тосканини, жена пианиста, связывала это с депрессией.
Триумфальное возвращение состоится в Карнеги-холле, но через несколько лет Горовиц вновь уходит в тень. Но пианист не закрывается от музыки: во время перерыва он постоянно записывает пластинки. В 1980-х пианист возвращается на сцену, а за три года до смерти впервые за долгое время посещает родину, дает в Москве и Ленинграде триумфальные концерты. Последний концерт его прозвучал там, где Горовица открыл европейский слушатель — в Гамбурге.
Владимир Горовиц говорил: «Фортепианная игра состоит из здравого смысла, сердца и технических средств. Всё должно быть развито в равной мере: без здравого смысла вы потерпите фиаско, без техники вы дилетант, без сердца — машина. Так что профессия таит в себе и опасности».
Текст: Никита Курочко