Марк Горенштейн. Большой дирижёр без оркестра
Марк Горенштейн — одна из самых противоречивых фигур среди современных дирижёров. Музыкант он великолепный, с безупречным чувством стиля и меры, человек — непростой, прямолинейный и, как поговаривают коллеги, резкий. Такой «набор» характеристик трудно совмещается с выбранной профессией: десять лет назад маэстро со скандалом покинул пост главного дирижёра и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) имени Светланова и с тех пор пропал с медийных радаров.
О замечательном музыканте давно не вспоминают коллеги и забыли СМИ. Похоже, журналисты израсходовали весь запас слов в 2011–2012 годах. Тогда они подробно рассказывали о коллективном письме оркестрантов ГАСО с требованием уволить руководителя коллектива, о соответствующем приказе Минкультуры и, наконец, заседании суда по иску Горенштейна о восстановлении его в должности. В ГАСО Марк Борисович так и не вернулся, несмотря на многолетнее сотрудничество.
Десять лет, в течение которых он возглавлял оркестр, потрясли музыкальный мир: столь совершенным стало звучание оркестра при Горенштейне. В 2008 году Марк Борисович вывозит ГАСО в США, впервые с конца 90-х. Публика в восторге от исполнения «Ночи на Лысой горе» Мусоргского в аранжировке Римского-Корсакова. По мнению местной прессы, «скрипки произвели прекрасное впечатление, безупречно исполнив циклопическое вступление».
После триумфальных 11 концертов в Америке Горенштейн с нескрываемой завистью говорил о высочайшем профессиональном уровне американских оркестров. Особо подчёркивал, что они могут позволить себе роскошь проводить международные конкурсы на появившиеся вакансии. Маэстро как ребёнок удивлялся тому, что на одно место виолончелистки Чикагского оркестра присылали по 800 заявок!
Он, выросший в очень бедной семье, был максималистом «без тормозов»: выбравшись из социальных низов в мир большого искусства, Горенштейн требовал таких же подвигов от всех, с кем работал. Тем, кто ленился, маэстро предлагал сменить профессию. В одном из интервью он рассказывал, что в шесть лет увидел американский фильм «Призвание» о том, как мальчик стал дирижёром, и с тех пор мечтал повторить его судьбу. В семь лет он поступает в знаменитую школу Петра Столярского в Одессе и учится играть на скрипке. По словам Горенштейна, было время, когда он «вставал в три часа ночи и шёл в школу заниматься с полчетвертого до восьми», а его мать говорила, что ему «пора лечиться». Он же решил учиться дальше: окончив сначала музыкальное училище в Кишиневе, а затем и местную консерваторию.
В начале 70-х Марк приезжает в Москву и устраивается работать в оркестр Большого театра, а в 1975 году переступает порог репетиционного зала Государственного академического симфонического оркестра СССР (ныне ГАСО России имени Евгения Фёдоровича Светланова). Посидев за скрипичным пультом, Горенштейн мечтает о дирижёрском. Маэстро Светланов хлопочет о его поступлении в Новосибирскую консерваторию. Там он появляется лишь на период сессии — специальность осваивает по книгам и во время репетиций с гениальным учителем — Светлановым.
Диплом дирижёра не гарантирует получения собственного оркестра, что понятно всем, но только не Горенштейну. Он спешит, ведь ему уже под сорок. Тогда же Марк ссорится со Светлановым и покидает коллектив. Сколько бы журналисты не задавали потом Марку Борисовичу вопрос о том, в чём состояла суть его конфликта с мэтром, внятного ответа не было.
Горенштейн женится на венгерке и покидает СССР. В 1985 году музыкант был назначен главным дирижёром Симфонического оркестра Венгерских железных дорог. Но сотрудничество закончилось громким скандалом. В 1989 году Горенштейн отказался продлевать контракт с этим коллективом, заявив, что больше не приедет в Венгрию и не продирижирует «ни одной нотой». Потом артист работал со второсортным оркестром в Южной Корее, а в начале 90-х годов вернулся в Россию. Вскоре на базе Российского государственного симфонического оркестра для детей и юношества создал Российский государственный симфонический оркестр «Молодая Россия» и продержался на этом посту целых 9 лет. Оттуда он и пришёл в ГАСО уже как главный дирижёр.
Коллектив встретил Горенштейна в штыки. Дирижёр не стал расшаркиваться перед подопечными и затянул вожжи. В одном из интервью Марк Борисович с гордостью говорил, что за пультом он — «абсолютный диктатор». Но на сцене публика видела тончайшего лирика, мага и волшебника с целой корзиной эмоций. По мановению даже не палочки, а его взгляда оркестр выдавал томительное и пряное «Болеро» Равеля, эпически-романтическую Вторую симфонию Рахманинова, а Чайковский в трактовке Горенштейна —это целая философская книга, состоящая из глав о любви и ненависти, радости и горя, жизни и смерти… Как такое возможно получить от человека, который не знает гармонии в более очевидных человеческих коммуникациях, деля всё на чёрное и белое, как это сделано на фортепианной клавиатуре?
Дирижёр Марк Горенштейн родился 16 сентября 1946 года. Ученик Арнольда Каца, Горенштейн работал с венгерскими, корейскими оркестрами, был номинирован на премию «Грэмми». Карьера музыканта связана с Государственным академическим симфоническим оркестром России, где его сопровождали и успех, и конфликты с коллективом, которым Марк Борисович руководил с 2002 по 2011 годы, записал с ним множество аудиодисков с произведениями Рахманинова, Скрябина, Чайковского, Шостаковича и других композиторов.