Гольденвейзер Александр Борисович
Goldenweiser Alexander
10.03.1875 – 26.11.1961
Золотая мудрость — из этих двух немецких слов (Golden weiser) состоит его фамилия. И в самом деле, он является олицетворением мудрости, спокойствия, глубокомыслия и рассудительности в отечественном музыкальном искусстве, чем напоминает своего друга, великого писателя Льва Толстого, с которым они были дружны и тесно связаны многие годы, несмотря на огромную, почти полувековую разницу в возрасте. Жизнь музыканта прошла поровну в царской и советской России. Он сложился как личность и художник еще до 1917 года, но свой главный вклад в музыкальную культуру страны внес уже после революции, став, таким образом, своеобразным связующим звеном между этими двумя периодами нашей истории.
Александр Борисович Гольденвейзер родился в небольшом тогда, провинциальном Кишинёве, ныне столице Молдовы, в многодетной еврейской семье преуспевающего юриста. Первые уроки музыки получил от матери и старшей сестры, игравших на фортепиано. Переехав в Москву, 8-летний мальчик занимается с композитором Василием Прокуниным, известным собирателем русских народных песен, чьи мелодии использовали в своих произведениях его учитель Чайковский и Римский-Корсаков. Затем он поступает в Московскую консерваторию, где учится у таких знаменитых педагогов, как Аренский, Танеев, Зилоти, Пабст, Ипполитов-Иванов, которого вскоре сменит на посту консерваторского ректора. Общение с этими и другими выдающимися людьми того времени — Сафоновым, Неждановой, Горьким, Луначарским — способствует росту его прогрессивных взглядов и устремлений. Особое место в жизни Гольденвейзера занимает знакомство с Львом Толстым. Он часто играет на фортепиано у него дома, гостит в Ясной поляне, является его постоянным партнером по шахматам, ярым противником мяса и даже визирует предсмертное завещание писателя. Интересно, что дядя музыканта, тоже известный юрист, посвятил специальное исследование роману «Воскресенье», где разбирает описанный там судебный процесс над Катюшей Масловой с точки зрения законности и права.
Окончив консерваторию с золотой медалью, Гольденвейзер начинает активную преподавательскую деятельность в различных заведениях Москвы, в том числе в Музыкально-драматического училище, ныне ГИТИСе. Тогда же появляются его первые сочинения для оркестра, квартета, фортепиано и критические статьи в периодической печати. Он также много концертирует по всей стране, выступая сольно и в ансамбле. В репертуаре пианиста преимущественно классика — Бах, Моцарт, Шуман, Лист, Шопен, которым он остается верен до конца жизни. Важнейшей вехой в его творческой судьбе становится приглашение в альма-матер, Московскую консерваторию, на смену уехавшим за границу профессору Левину и его жене Розалии, которая через полвека воспитает в США и пришлет в СССР своего ярчайшего ученика Вана Клиберна. Здесь его и услышит уже престарелый член жюри конкурса Чайковского Гольденвейзер, присудивший ему вместе со своими коллегами 1-е место.
Отдав родному вузу 55 лет напряженного труда он подготовил здесь целую плеяду замечательных фортепианных виртуозов ‑ Фейнберга, Гинзбурга, Бермана, Каплана, Тамаркину, Николаеву, Башкирова, Алексеева, Благого, Кабалевского и многих других, всего более 200 исполнителей. Некоторые из них выступают и по сей день. Заботясь о достойной смене для них, он открывает при консерватории классы для одаренных детей, ставшие вскоре знаменитой на весь мир Центральной музыкальной школой (ЦМШ). Кроме того, его дважды избирают консерваторским ректором, причем в самые сложные исторические периоды — после Гражданской войны и накануне и во время Отечественной. Занять 2 раза эту высокую должность довелось, кроме него, только нынешнему руководителю МГК Александру Соколову.
У Гольденвейзера было 2 жены, но не было своих детей. Его приемным сыном стал усыновленный им выдающийся пианист Григорий Гинзбург, а крестным — собственный племянник Андрей Сахаров, знаменитый ученый и правозащитник. В доме на углу Тверской и одноименного бульвара, с магазином «Армения» на первом этаже, находится музей-квартира Александра Борисовича, где хранятся принадлежавшие ему вещи и рояль, на котором он играл. Там часто проходят лекции, экскурсии и концерты с участием различных исполнителей, в том числе и его учеников.
Текст — Анатолий Лысенков.