Галуппи Бальдассаре

Galuppi Baldassarre

18.10.1706 – 03.01.1785
Галуппи Бальдассаре
Сенсация может принимать форму подачи нового знания, способного изменить картину мира и традиционные представления о возможностях человека. Сегодня мы попытаемся проникнуть в тайну жизни итальянского композитора Бальдассаре Галуппи.
Древние мудрецы полагали, что между именем человека, его характером и судьбой существует особая связь. Более того - судьба человека предопределена его именем. Некоторые современные психологи исходят из того, что имя влияет не только на формирующийся характер, но и поведение в обществе. В англоязычных странах имя Галуппи известно по стихотворению Броунинга Токката Галуппи. В стихотворении Броунинг пишет: «О, Галуп­пи! Я слышу твою прекрасную музыку. Она звучала в Венеции, когда купцы были королями, а дожи обручались с морем перед собором свя­того Марка! Балы и маскарады продолжаются в этом городе с полуно­чи до полудня. Дамы и господа галантно беседуют друг с другом. Она — улыбаясь лишь глазами из-под маски, он — касаясь эфеса шпа­ги. А ты, о Галуппи, грустно играешь свои токкаты на стареньком клавесине, и малые терции, уменьшенные сексты так печальны. Их звучание затихает, и они исчезают в небытии. А ты, как сверчок-приви­дение, верещащий во время пожара: „Пыль и пепел, пыль и пепел — Венеция исчезла, Венеция исчезла..." Только дух твой бессмертен, о Галуппи!..».
Бальдасаре Галуппи был прозван «Буранелло» по имени маленького островка Бурано в венецианской лагуне, где он родился в 1706 году. Свои пер­вые композиторские опыты, он показал композитору Бенедетто Марчелло. Марчелло по достоинству оценил талант Галуппи и  дал ему добрый совет — не сочинять ничего в течение трех лет. Может быть, Марчелло хотел оградить мир от творений Галуппи или почувствовал в этом прытком венецианце будущего соперника? Здесь следует остановиться и проанализировать  творчество маэстро с точки зрения двойного стандарта. Так ли всё однозначно в его образе? Ведь маэстро вошел в историю музыки как один из созда­телей жанра оперы-буффа.  Поэтому закономерно начать возможное разоблачение с его опер. 
Известно, что Галуппи довольно быстро овладел композиторской техникой. Объединившись с либреттистом Джованни Паскетти, он создал целую серию опер, с успехом поставленных на разных итальянских сценах. Следует понять, что Италия XVIII века буквально жила оперой. Это всеми любимое искусство давало выход прирожденной страсти итальянцев к пению, их пылкому темпераменту. Во время краткого пребывания в Лондоне композитор приоб­ретает репутацию одного из самых любимых итальянских авторов. Его успеху можно только порадоваться, скажите вы! Но именно Галуппи положил начало засилию итальянцев разных мастей на творческом небосклоне не только английского двора, но и большинства европейских стран. А его оперы  породили целую серию подражательств итальянскому стилю, надолго отбив у композиторов желание сочинять в национальном ключе. Оперные композиторы того времени не стремились прикоснуться к духовным глубинам. В XVIII веке оперы создавались десятками, и количество опер Галуппи, а именно 112,  вполне типично для того времени. Ну, может быть, путешествие в Россию и соприкосновение с издавна известной своей таинственностью русской душой впечатлило нашего героя на шедевры? Вполне закономерно вопрошаете вы. Да, действительно снежной зимой 1765 года Галуппи посетил  наши края. Случилось это благодаря герцогу Серра-Каприола, советами которого частенько  пользовалась императрица Екатерина II. Галуппи поручили управлять придворной певческой капеллой и  дирижировать  постановками различных итальянских опер в Петербурге и Москве.
Виртуозами кабинета Её Императорского Величества гордо называли себя музыканты и композиторы, приехавшие работать в Россию, в «век Екатерины». Они  были приглашены ко Двору, чтобы в течение нескольких десятилетий поставить культурную жизнь России в один ряд с ведущими странами Европы. Среди них были австрийцы, немцы, французы, но самый большой корпус этих самых виртуозов составляли итальянцы. «Генералами» музыкальных празднеств стали Паизиелло, Сарти, Манфредини, Чимароза, ну а их маршалом  был, конечно же, уже известный нам Галуппи. Именно здесь берёт начало явление, хлёстко названное Глинкой – «итальянщиной», надолго отсрочившее появление национальной русской школы.
Надо сказать, Галуппи был очень недоволен низким уровнем музыкального мастерства петербургского оркестра. Его попытка как-то повысить этот уровень, должного успеха не принесла, и через три года, несмотря на громадное жалование, получаемое им в России, Галуппи покидает Петербург в 1768 году и уезжает обратно  - в солнечную Венецию. 
Вы возразите – неужели для исследователя не нашлось ничего положительного в образе этого композитора, и он так и остался персоной non grata в истории музыки? Не стоит отчаиваться. Не всё так плохо. Музыкальная жизнь российской столицы с приездом маэстро всё-таки вышла на более высокий качественный уровень. В обязанности Галуппи также входило сочи­нение духовных концертов. Особый интерес представляют его хоровые сочинения, созданные, только подумайте, для православной церкви. Композитор во многом способствовал утверждению нового, более простого и эмоционального, стиля церковного пения, называемого современниками, концертным.  Для историков музыки показательным является тот факт, что его учеником был будущий выдающийся русский композитор Дмитрий Бортнянский. На самом деле творческое наследие Галуппи обширно. Им напи­саны десятки кантат, ораторий, множество музыки инструментальной, среди которой и исполняемый в наши дни Концерт для клавесина с орке­стром. Рукопись этого произведения была обнаружена при таинственных обстоятельствах в 1968 году в одной из дрезденских библиотек.
Бальдассаре Галуппи был известен также как  блестящий виртуоз - мастер игры на клавире - он написал свыше 50 сонат для этого инструмента. Именно свои последние годы он посвятил клавесинной музыке. Она отличалась изяществом и мелодичностью, но никогда не претендовала на глубину замысла. В большинстве циклы его сонат двухчастны. Первые части зачастую носят характер оперного вступления, патетического монолога. Здесь обращает на себя внимание взаимопроникновение его оперного стиля в инструментальную музыку. Вторые части написаны в основном в старосонатной форме, не отличающейся глубиной и мощью контрастов. Приёмы развития ограничиваются тональной работой и обилием секвенций. Реформаторские тенденции лишь намечаются еле уловимыми чертами в его творчестве. Это проявляется в театральной рельефности тематизма его сонат и в особенностях фактурного изложения. После смерти композитора сонаты почти не исполнялись. Однако в XX веке их будто открыли заново. 
Вернувшись в Венецию, Галуппи стал исполнять свои обязанности в соборе Святого Марка и в консерватории. Как писал английский путешественник Берни, "гений синьора Галуппи, подобно гению Тициана, делается все вдохновеннее с годами. Сейчас Галуппи никак не меньше 70-ти лет, и тем не менее, по общему мнению, его последние оперы и церковные сочинения изобилуют большим воодушевлением, вкусом и фантазией, чем в любой другой период его творчества". Он закончил свою земную жизнь в 1784 году в Венеции.