Блантер Матвей Исаакович

10.02.1903 – 27.09.1990
Блантер Матвей Исаакович

Песенная летопись Матвея Блантера

Модные танцевальные, задорные строевые и душевные лирические… Песни Матвея Блантера, словно доходчивые иллюстрации к учебнику советской истории.
Песенная летопись Блантера началась в Москве, куда сын купца с Брянщины приехал учиться. И вот уже его танго и чарльстоны подхватывают эстрадные звезды, а бесподобный фокстрот «Джон Грей» звучит в престижных кабаре. Недавний выпускник училища Московского филармонического общества превратился в искусного мелодиста. Он знает, чем порадовать людей, уставших от войн и революций.
Наступление эры соцреализма застаёт композитора в Магнитогорске. Здание драмтеатра, в котором он заведует музыкальной частью, выросло одним из первых в новом городе. На спектакли воодушевленные зрители идут со знаменами. Блантер приветствует их песнями о Магнитке и герое революции Железняке.
Задорный маршевый мотив легендарной «Катюши» композитор пишет на четверостишье Михаила Исаковского про девушку, гуляющую на берегу среди цветущих яблонь и груш. Дальше текст у поэта никак не складывался. Неизвестно, о чем вышла бы песня, но тут Красная армия вступила в сражение с японцами на дальневосточной границе. Так в «Катюше» появился воин, которому любимая шлет напутствие беречь родину от врагов.
Еще одну военную зарисовку Блантер и Исаковский сочиняют в годы Великой Отечественной. Вальс «В лесу прифронтовом» — грёзы о мирной жизни, которые согревают солдат перед боем. А их жены в это время ждут мужей с фронта под песню «Жди меня» на проникновенные стихи военного репортера Константина Симонова.
Дождавшиеся и вернувшиеся со страшной войны, взявшись за руки, гуляют в городском саду, где духовой оркестр играет добрый и нежный вальс. Люди, уставшие плакать и бороться, кружатся в танце в предвкушении светлого будущего.
Год за годом песенная летопись Матвея Блантера рисует живые картины нашей истории, их невозможно не любить, они всегда актуальны.
Текст: Наталья Оганджанянц