Скрипач на булгаковском балу
«Здесь только мировые знаменитости, — шепнул Коровьев. — Вот, за первым пультом, это Вьетан. — А кто дирижер? — спросила Маргарита. — Иоганн Штраус, —закричал кот». Так в главе «На балу у Воланда» из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» упоминается один из крупнейших музыкантов 19 века, чьи произведения входят в скрипичный репертуар всех исполнителей на этом инструменте.
Анри Франсуа Жозеф Вьётан родился в небольшом городке Вервье на востоке страны, рядом с германо-голландской границей, в котором было развито текстильное производство. Его отец, суконщик, занимался также настройкой гитар и скрипок, неплохо владея ими. Он и помог сыну проявить свой ранний музыкальный талант, наняв ему местного учителя. Уже в 7 лет мальчик выступает с концертами у себя на родине и в соседней Голландии. Там его замечает известный педагог, глава бельгийской скрипичной школы Шарль Берио и дает ему частные уроки, а затем везет на гастроли в Брюссель и Париж, но вскоре прекращает занятия, видя, что они больше не нужны. Так, в 13 лет Вьётан становится, по сути, сложившимся самостоятельным артистом и далее совершенствуется уже как композитор — в Вене у профессора Зехтера, ученика Сальери, и в Париже у знаменитого Рейхи, друга и ровесника Бетховена, учителя Берлиоза, Листа, Гуно, Франка и других мастеров. В те же 1830-е годы появляются первые сочинения самого музыканта ‑ скрипичные концерты, сонаты, фантазии и многочисленные инструментальные миниатюры, которым свойственны мелодическая выразительность, виртуозность, красочность музыкального языка.
Растет и его международная известность. В 1834 году Вьётан едет в Англию, где встречается с великим Паганини, который тепло отзывается о своем юном коллеге, который младше его почти на 40 лет. Во Франции его партнером по сцене выступает знаменитая певица Виардо, подруга Тургенева. Весной 1837 года он впервые, всего через пару месяцев после смерти Пушкина, попадает в Россию, а еще через 10 лет приезжает сюда работать придворным солистом и преподавателем музыки. Здесь среди его друзей и учеников ведущие деятели русской культуры: Виельгорский, Строганов, князь Юсупов, автор российского гимна Львов. В знак признательности они дарят Вьётану бесценные струнные инструменты работы Амати, Страдивари и других мастеров прошлого. Позже к нему попадает еще один раритет — скрипка Гварнери, получившая после смерти исполнителя его же имя «экс-Вьетан» на которой он играл до конца жизни. Последние годы маэстро были омрачены тяжелой болезнью — параличом половины тела, из-за чего он прекратил концертную практику, но продолжал сочинять и преподавать. В Брюссельской консерватории он воспитал себе достойного преемника — Изаи, продолжившего исполнительские традиции своего наставника. В это же время им написан ряд произведений для виолончели, альта и струнного квартета.
Вьётан умер в Алжире, тогдашней колонии Франции, где также окончили свой земной путь Сен-Санс и некоторые другие французские композиторы. Прощание проходило на родине музыканта, в Вервье, где теперь проводится скрипичный конкурс его имени. Во время похорон вслед за катафалком везли и любимую гварнериевскую скрипку исполнителя. С уходом своего хозяина она осиротела, замолчав на долгие 100 с лишним лет. Но в 2008 году ее выкупил на аукционе россиянин Максим Викторов, организатор конкурса Паганини в Москве, и привез в нашу страну, продолжив дело русских меценатов 19 века. 22 марта того же года она, впервые за целый век, зазвучала в Большом зале Московской консерватории в руках одного из лучших скрипачей современности Пинхаса Цукермана. Это самый дорогой на сегодняшний день музыкальный инструмент, чья цена, приблизительно, около 6 миллионов долларов.
Текст — Анатолий Лысенков.