Волконский Андрей Михайлович

Volkonsky Andrei

14.02.1933 – 16.09.2008
Волконский Андрей Михайлович
Волконский Андрей Михайлович родился в 1933 году в Швейцарии в семье русских эмигрантов. Учился в Женеве и Париже у знаменитого пианиста Дину Липатти, с раннего возраста отличался незаурядными музыкальными способностями. В 1947 г. Волконские оказались среди семей, решивших вернуться на родину, и были направлены в Тамбовскую область, где когда-то находилось их родовое имение. Волконский поступил в Тамбовское музыкальное училище, которое окончил экстерном с золотой медалью, а затем — в 1950 г. — стал студентом Московской консерватории по классу композиции профессора Ю. Шапорина. Молодой музыкант застал в СССР гнетущую атмосферу, установившуюся после ряда идеологических постановлений ЦК партии по вопросам литературы и искусства. Однако развитие Андрея Волконского шло совершенно независимо от всевластных партийных установок. Уже в консерваторские годы определились две области его интересов — современная новая музыка и музыка доклассическая.
Волконский первым в России стал исполнять на клавесине сочинения Баха, Телемана, французских клавесинистов, английских вёрджиналистов, сразу и безоговорочно убедив публику в художественной полноценности этого инструмента и его адекватности ранней музыке.
Главным же достижением Волконского в сфере исполнительства стало создание в 1965 году ансамбля «Мадригал», открывшего российским слушателям совершенно новое звуковое пространство. В репертуар «Мадригала» входила преимущественно музыка XVI–XVII веков: мадригалы Джезуальдо и Монтеверди, произведения Орацио Векки, Луки Маренцио, Палестрины, баллады Гийома де Машо, песни Жанекена («Пение птиц»), сочинения Луиса де Милана, Кабесона, Диего Ортиса, испанская музыка времён кастильских королей, произведения Шютца, Пёрселла, русская музыка допетровской эпохи.
В 1973 г. Андрей Волконский вернулся в Европу. В 1981 г. создал в Женеве ансамбль старинной музыки «Hoc opus» — своего рода западное продолжение московского «Мадригала». В качестве клавесиниста и руководителя ансамбля «Hoc opus» Волконский осуществил ряд грамзаписей, исполняя музыку старинных мастеров; одной из самых ярких его работ стала запись «Хорошо темперированного клавира» Баха в оригинальной «немузейной» трактовке. Многие годы Волконский являлся членом Беляевского фонда помощи русским музыкантам. Умер в 2008 году.