Ксения Эрдели и арфа в её жизни
Популяризатор арфы — так сейчас можно было бы назвать арфистку и композитора Ксению Эрдели, которая считается основоположницей русской, а затем и советской школы игры на арфе.
Ксения Эрдели, чей предок был родом из Венгрии и получил русское дворянство, появилась на свет в 1878 году в Херсонской губернии, в глуши Елизаветоградского уезда. Когда Ксении исполнилось 11 лет, её отправили её в Петербург, в Смольный институт благородных девиц. Там-то Эрдели впервые услышала арфу, научилась на ней играть и полюбила на всю жизнь. В один из приездов царской семьи в Смольный Александр III осмотрел руку девочки и поинтересовался, не болят ли у неё пальцы, — императрица Мария Фёдоровна увлекалась этим инструментом и рассказывала мужу о болезненных мозолях, которые появляются у начинающих музыкантов. Этот эпизод вспоминает Ксения Александровна в своих увлекательных мемуарах. Там же она рассказывает, как сама стала вести класс арфы в институте и начала концертную деятельность.
В конце 19-го века в России арфу считали оркестровым инструментом, и в концертах она не звучала. Да и отношение к женщинам-музыкантам в обществе, мягко говоря, было предвзятым, а слово «арфистка» в определенных кругах даже имело отрицательную коннотацию. Ксения Эрдели шаг за шагом начала разрушать эти стереотипы. Её приняли в оркестр Большого театра, она регулярно выступала как солистка, переложила ряд фортепианных пьес для любимого инструмента и расширила репертуар произведениями мировой классики. По её инициативе советские композиторы начали писать произведения для арфы. Одним из самых ярких примеров — знаменитый концерт Глиэра, посвященный Эрдели. Она и сама сочиняла, а ещё преподавала на протяжении 70-ти с лишним лет.
Её двоюродная племянница и ученица Ольга Эрдели, будучи студенткой Московской консерватории, в конце 40-х завоевала первую премию на конкурсе Всемирного фестиваля демократической молодежи и студентов в Будапеште.
Вот так выпускница института благородных девиц совершила революцию в русской арфовой культуре. Могилу Ксении Эрдели на Новодевичьем кладбище можно узнать без труда — на камне высотой почти в человеческий рост высечена арфа — инструмент, который она держала в руках на протяжении всей своей жизни.