Вертинский Александр Николаевич

Vertinskiy Aleksandr

21.03.1889 – 21.05.1957
Вертинский Александр Николаевич
«У меня нет ничего, кроме имени», - говорил Александр Вертинский. Его успех был колоссальным, а судьба сложной. 
Вертинский обладал уникальным даром не оставлять слушателей равнодушными. Его обожали, ему рукоплескали по всему свету, а концерты почти всегда проходили с аншлагами. 
Но несмотря на ошеломительный успех, Вертинского как будто не существовало - советская власть категорически бойкотировала его выступления, а в прессе имя одного из самых популярных певцов и актеров не упоминали ни разу. 
Александр Николаевич родился в Киеве, с детства любил ходить в церковь и театр. Ему больше нравилось ощущение некоего действа, чем скучные занятия в гимназии. Поэтому в юности он начинает вести богемный образ жизни, перебивается случайными заработками. На эстраде Вертинский впервые появляется в 26 лет в костюме Пьеро. Тогда он пел ариетки о «грустных деточках, кокаином распятых на мокрых бульварах Москвы». 
Актер не принимает революцию и эмигрирует из Севастополя в Турцию. Начинается период скитаний - работать приходится много, а платят копейки. Певец переезжает в Румынию, Польшу, Германию, Францию, а затем в США. Его приглашают в Голливуд, поскольку тогда русские актеры были в моде. Но звездой «фабрики грез» Вертинский так и не становится из-за слишком сильного русского акцента. 
Через год Александр Николаевич едет в Китай и остается жить в Шанхае. Тоска по родине мучает певца. Вертинский отправляет письма в СССР с просьбой вернуться, но ему постоянно отказывают в визе. Ситуация меняется только через девять лет. В 1943 артисту разрешают вернуться в Россию, и в 54 года ему приходится начинать карьеру сначала, давая по 24 концерта в месяц по всему Советскому Союзу. При этом его пластинки изымают из продаж, ни одна песня не звучит в радиоэфире, а о триумфальных гастролях не пишут ни строчки. 
В конце жизни Вертинский берётся за книгу воспоминаний, но не успевает её закончить. Он умирает на гастролях в Ленинграде. 
Текст - Наталия Сергеева