«Последний советский композитор-романтик»
Его музыка — напевная, романтичная, красивая — обращена к лучшему, что есть в человеке и передаёт тончайшие состояния его души, за что её любят слушатели разных стран и возрастов. 15 августа исполняется 90 лет со дня рождения замечательного советско-армянского композитора Микаэ́ла Лео́новича Тариверди́ева. Он сам, весь его облик и вся его творческая натура словно излучают любовь, задушевность, мягкость, красоту, сопереживание, искренность и доверительность общения, которые бывают только с очень близкими и преданными людьми. Не случайно, композитор часто сам с успехом исполнял свои произведения, напрямую и непосредственно взаимодействуя с публикой, хотя не обладал каким-то исключительным голосом и виртуозной техникой игры. В его исполнении особенно чувствуются обнажённость, открытость и откровенность высказывания, всегда вызывающие у слушателей ответный эмоциональный отклик. Однако такая исповедально-лирическая магия его музыки была не только заложена в нем изначально, но стала, скорее, результатом различных жизненных коллизий, которые ему пришлось пережить, что не могло не отразиться на его здоровье. Сердце композитора, чуткое и восприимчивое к малейшим проявлениям несправедливости, не выдержало обрушившихся на него ударов, приведя к преждевременному трагическому концу. Он не дожил даже до 65 лет, хотя вполне мог творить намного дольше, как большинство современных ему авторов.
Первым испытанием, выпавшим на его долю, стала война, которую он ребенком пережил в родном Тбилиси — столице Грузии, родине многих известных армян. В частности, здесь родились классик национальной поэзии Саят-Нова, академик-астрофизик Амбарцумян, шахматист Петросян. В военные годы Таривердиев учится в одной из лучших школ города — гимназии № 43, которую окончили также Марлен Хуциев, Булат Окуджаваи другие знаменитости. Здесь Микаэл впервые проявляет свой стойкий и независимый характер — защищает одноклассника от нападок школьного директора и в результате вынужден покинуть учебное заведение незадолго до его окончания. В 1949 году на их семью обрушивается ещё один удар — репрессируют отца мальчика, участника Гражданской войны, и сын остается последней опорой любимой матери. Единственное его утешение и отрада с детских лет — музыка, которую он боготворит. С раннего возраста он сам осваивает фортепиано у соседей, так как своего инструмента у него ещё нет, в 6 лет поступает в музыкальную школу при Тбилисской консерватории, а в 8 начинает сочинять– сначала небольшие пьесы, потом целую симфонию.
Случайно услышав его музыку, худрук Тбилисского оперного театра, сын первого исполнителя роли Сталина Михаила Геловани, Георгий заказывает талантливому юноше сразу два одноактных балета на военные темы — «На берегу» и «Допрос»: они с успехом идут на сцене в течение двух сезонов (1946 — 1947). Музыкальное образование Таривердиев продолжает в Ереванской консерватории, куда перебирается после ареста отца, а затем и вовсе покидает Закавказье и переезжает в Москву. На экзаменах в Гнесинский институт он единственный получает оценку 5+, за что его берёт в свой класс знаменитый армянский маэстро Арам Хачатурян. С тех порТаривердиев становится москвичом и остаётся им до конца жизни. Молодой композитор осваивает классические формы — сонаты, концерты, увертюры, но его больше тянет к вокальной музыке — опере, романсам и песням, которые становятся основой и для его кинофильмов. Лирически проникновенные мелодии композитора не спутать ни с чем, они сразу же бросаются в глаза, вернее — в уши, в таких замечательных картинах, как «Человек идёт за солнцем» (1961), « До свидания, мальчики» (1964), «Ошибка резидента» (1968), « Король-олень» (1969) и многих других, которых всего насчитывается свыше 130-ти. Вершины его творчества, в том числе и кинематографического — музыка к фильмам «17 мгновений весны» (1973) и «Ирония судьбы, или с лёгким паром» (1975), песни из которых сразу стали хитами и обрели огромную популярность.
Однако успехи композитора принесли ему не только всенародную славу, но и множество неприятностей. Так, за сагу о Штирлице Таривердиев, в отличие от остальных создателей ленты, даже не получил Госпремию, поскольку не поддержал режиссера Лиознову, претендовавшую на соавторство сценария, принадлежавшего Юлиану Семенову. Но еще тяжелее оказалось анонимное обвинение в плагиате, якобы найденном в «Песне о далекой родине»: в ее теме недоброжелатели услышали интонации мелодии к фильму «История любви» французского композитора Френсиса Лея. Позже, конечно, мэтр полностью оправдал своего советского коллегу, но «осадочек», как говорится, остался, и надолго. Все эти и другие удары, в том числе ДТП с участием одной известной столичной актрисы, где погиб человек и вину в котором Таривердиев, как истинный джентльмен, взял на себя, не прошли для него даром. Этот эпизод, кстати, позднее лег в основу фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», где роль осужденного музыканта сыграл Олег Басилашвили. В 1990 году композитор, к тому же заядлый курильщик, перенес операцию на сердце, но оно все равно долго не выдержало и остановилось через 6 лет, 25 июля, в день 16 годовщины смерти Владимира Высоцкого. Оба они, кстати, трижды были женаты и обрели личное счастье только в последнем, третьем браке — один с актрисой Мариной Влади, другой — с журналисткой Верой Колосовой, которая по сей день активно пропагандирует и распространяет творчество своего покойного мужа. Сам он похоронен в Москве на армянском участке Ваганьковского кладбища, напротив которого покоится Высоцкий.
текст — Анатолий Лысенков