Вебер Карл Мария фон

18.11.1786 – 05.06.1826
На одной из площадей Дрездена стоит памятник композитору, который из своих неполных 40 лет жизни почти 10 руководил местным немецким музыкальным театром. И хотя он родился не в Дрездене, а в Эйтине в 1786 году, дрезденцы чтут музыканта, превратившего заштатный местный театр в не менее достойный, чем была в то время итальянская опера. Этот капельмейстер организовал самостоятельный хоровой коллектив, где специальный танцмейстер обучал хористов движению. Он заставил всех очень тщательно работать на репетициях. Он по-новому рассадил оркестр – по группам (до него все инструменты были вперемешку), установил место дирижера непосредственно за суфлерской будкой, стал дирижировать палочкой, а не показывал вступление рукой из-за рояля. Наконец, он явился создателем немецкой национальной оперы.
В 1821 году именно в Дрездене прошла премьера самой знаменитой оперы Вебера – «Вольный стрелок», которая сразу завоевала всенародное признание и принесла автору славу основоположника немецкого национально-романтического музыкального театра. Через два года после «Стрелка» композитор написал оперу «Эврианта». Несмотря на крайне неудачное и надуманное либретто, музыка Вебера – яркая, свежая, искренняя – не канула в лету, ее восторженным поклонником был Шуман, а увертюра до сих пор часто звучит в концертах. Так же, как и увертюра еще одной, последней оперы Вебера – «Оберон», над которой он работал уже будучи тяжело больным.
Вебер оставил не очень большое наследие. Он писал не так быстро, как, например, Россини или Доницетти. Но это – не от недостатка таланта, а от постоянной нехватки времени. Ведь Вебер был не только композитором и капельмейстером, но еще блестящим пианистом, критиком и музыкальным писателем. А кроме того, он был живым человеком – жизнерадостным, веселым, влюбчивым, обожающим животных ( в его доме жили собака, кошка, обезьянка-капуцин, птицы), ценящим общество друзей, для которых устраивал вечеринки, где играл для них разные танцы, да и сам с увлечением танцевал… В общем, Вебер любил жизнь во всех ее проявлениях. И тем не менее он успел написать около 10 опер, 2 мессы, 2 симфонии, 3 увертюры, инструментальные концерты, песни, камерно-инструментальные сочинения… Его фортепианная пьеса «Приглашение к танцу» была первой в истории музыки программной концертной пьесой в форме вальса. В 1841 году Берлиоз переложил это великолепное произведение для оркестра…