Ферруччо Бузони. «Музыкант, мыслитель, педагог»
Эти слова написаны на мемориальной доске в Берлине, где он провел почти три десятилетия, то есть всю вторую половину своей жизни.
Он родился в небольшом тосканском городке Эмполи, всего в 20 км от Флоренции, и потому его родители-музыканты назвали сына в честь трех величайших гениев Италии — поэта Алигьери, художника Буонарроти и скульптора Челлини — живших и творивших в этой Мекке национального искусства эпохи Ренессанса. Но мальчик не пошел по пути своих знаменитых тезок, а выбрал ту же профессию, что и его мама и папа, хотя всегда интересовался разными видами творчества, отлично разбирался в живописи и поэзии, а либретто к своим операм писал сам. Его отец-кларнетист мечтал сделать из него вундеркинда и с ранних лет заставлял его заниматься на рояле по несколько часов, едва не отбив охоту к музыке вообще. И только исключительный талант ребенка помог ему стать настоящим виртуозом.
Уже в 7 лет он выступает публично, в 9 играет с оркестром, а в 11 оканчивает за 2 года Венскую консерваторию, заслужив там одобрение Листа и Брамса. Затем юноша в течение полутора лет занимается композицией с профессором Майером в Граце, и на этом его учеба практически завершается. Далее 15-летний музыкант развивается только самостоятельно, дает концерты, сочиняет, делает фортепианные переложения многих классических шедевров. Триумф его стремительного роста — вступление в ряды знаменитой Болонской академии, где он становится самым молодым ее членом после Моцарта, сделавшего это в 14 лет. Окончательное признание его таланта — победа на 1-м конкурсе Рубинштейна в Петербурге, правда, не в исполнительской номинации, а в композиторской, за Концертную пьесу для фортепиано с оркестром.
Уже тогда определяются его творческие приоритеты — это Бах в области композиции и Лист в исполнительстве. Бузони делает многочисленные переработки баховских сочинений для фортепиано, редактирует, издает и играет их на своих концертах. Причем, почти все они написаны в свободной импровизационной манере, свойственной Листу вообще и его транскрипциям произведений классиков и романтиков в частности, включая того же Баха. В своем оригинальном творчестве композитор пытается выйти за рамки этого «коридора», используя разные средства и приемы, но это ему не всегда в полной мере удается. Исполнитель в нем порой опережает автора и зачастую ограничивает адекватное раскрытие собственных замыслов. Так, его огромный фортепианный концерт длится более часа, а в конце к гигантскому оркестру еще добавляется хор, как в 9-й симфонии Бетховена! Некоторые свои работы он не всегда успевает довести до логического конца, а его последнюю незаконченную оперу «Доктор Фауст» завершили уже другие музыканты. В своих теоретических трудах он также ратует за обновление творческих принципов и взглядов, но основные надежды на их воплощение возлагает уже на следующее поколение творцов — Шенберга, Вареза….
Непрерывно гастролируя по странам Европы и Америки, Бузони в то же время активно преподает в разных учебных заведениях, в том числе в Московской консерватории, когда там работал Чайковский, учились Скрябин и Рахманинов, а студенткой у него была Елена Гнесина, основавшая позже в Москве школу и институт своего имени. Правда, надолго пианист нигде не задерживается из-за своего неуемного характера и постоянных гастролей. Ему гораздо ближе формат краткосрочных мастер-классов, которые он впервые проводит в Веймаре, а затем повторяет в других городах. С его легкой руки такой вид обучения получил теперь необычайную популярность. Среди прошедших бузониевские курсы — Эгон Петри, ставший его продолжателем в редактировании баховской музыки, и Юзеф Турчинский, один из издателей всех сочинений Шопена.
С 1894 года и до последних дней, за исключением периода Первой мировой войны, проведенного в нейтральной Швейцарии, композитор живет в Берлине. Там он и похоронен на Третьем Шёнебергском кладбище города, где покоятся также актриса Марлен Дитрих, пианист Рудольф Керер и другие знаменитости. Его дом на столичной площади Виктории-Луизы был разрушен в 1943 году союзной авиацией, но памятная табличка все равно находится на этом месте. С 1949 года в итальянском Больцано проводится ежегодный конкурс пианистов имени Бузони, среди лауреатов которого Марта Аргерих, Борис Блох, Александр Кобрин. Однако из 60-ти прошедших турниров в половине победитель так и не был определен — столь велика планка, заданная этим своеобразным и необычным музыкантом!
Текст — Анатолий Лысенков.
Феруччо Бузони — итальянский композитор, пианист, дирижер, автор многочисленных фортепианных транскрипций произведений разных авторов. Он родился 1 апреля 1866 в Эмполи близ Флоренции. Отец был первым и весьма придирчивым педагогом будущего виртуоза. Отец заставил семилетнего Феруччо начать публичные выступления. и 8 февраля 1876 года он дал в Вене первый самостоятельный концерт.
После обучения у Майера-Реми молодой пианист начал активно гастролировать. На пятнадцатом году жизни он был избран в состав знаменитой Филармонической академии в Болонье. Успешно выдержав труднейший экзамен, он в 1881 году стал членом Болонской академии — первый после Моцарта случай присвоения этого почетного звания в столь раннем возрасте.
Одновременно он много сочинял, выступал со статьями в различных газетах и журналах. В Лейпциге к его деятельности проявил интерес Чайковский, предсказавший большое будущее своему 22-летнему коллеге.
Знаменательной вехой в жизни Бузони оказался 1890 год, когда он принял участие в Первом международном конкурсе пианистов и композиторов имени Рубинштейна. В каждом из разделов присуждалось по одной премии. И композитору Бузони удалось ее завоевать. Вскоре Бузони стал профессором Московской консерватории, куда был рекомендован самим Антоном Рубинштейном. Однако итальянского музыканта невзлюбил директор Московской консерватории В. И. Сафонов. Это вынудило Бузони в 1891 году переехать в США.
Известность Бузони обусловлена в первую очередь талантом пианиста-интерпретатора, сочетавшего превосходную технику с исключительной музыкальностью. Он был также плодовитым композитором, однако его музыка не получила широкого признания. В наследии Бузони оперы, оркестровые произведения, концерты для фортепиано, скрипки и кларнета, хоровая и камерная музыка, романсы, пьесы для фортепиано разных жанров и множество транскрипций.
Умер Бузони в Берлине 27 июля 1924.