Борткевич Сергей Эдуардович

Bortkiewicz Sergei

28.02.1877 – 25.10.1952
Борткевич Сергей Эдуардович
Замечательный музыкальный талант всегда выделял сочинения Сергея Борткевича из общего потока красивых мелодий. Выдающийся пианистический дар приносил ему великие победы во время его гастролей. Однако все эти радости сменились горечью и разочарованием, которые принёс с собой неблагополучный XX век. Сергей Борткевич был выдающейся личностью, и как музыкант, и как человек. Это выражалось во всём его внешнем виде. Всегда стройный и подтянутый, с идеальной осанкой, он шествовал по жизни с достойной серьезностью, которая лишь время от времени смягчилась приветливой улыбкой. Нежная меланхолия была основной чертой его характера, которая нашла своё отражение в его музыке и придала ей особый шарм.
В фортепианном стиле Борткевича есть черты, перешедшие по наследству о старших романтиков — Шопена, Листа, Рахманинова, Чайковского, Скрябина. Однако слышатся и мотивы, характерные для славянского фольклора. Он не был зависим от музыкальных тенденций XX столетия. Композитор никогда не видел в себе модернистских черт. Тем не менее все его произведения выделяются индивидуальными качествами формы, мелодическим богатством и мастерством гармонии.
Борткевич писал в ярко выраженном собственном стиле. Часто современники, слыша его новые произведения, говорили: «Это типичный Борткевич». В сочинениях последних лет лирика соседствует глубокой ностальгией, тоской по ушедшим временам.
Через пятьдесят лет после смерти композитора, музыкантов со всего мира вновь начинают открывать для себя его музыку. Сочинения Борткевича звучат на его исторической родине, на Украине, в Чернигове. симфонический оркестр под руководством дирижера Николай Сукач. В последние годы пианисты, такие как Стивен Кумбс (Hyperion), Клаас Трэпмэн (Nederlands Muziek Instituut) и Джуни Зомеро (FinnConcert Records) внесли свой вклад в ренессанс музыки Борткевича.
Тем не менее, Борткевич до сих пор является таинственной фигурой в музыкальной галерее того времени. Несмотря на информацию, которая доступна, мы многого не знаем о его жизни. Некоторые из его работ (такие, как Фортепианное трио, опус 38 и его Шесть прелюдий для фортепиано, опус 66) до сих пор не опубликованы и считаются утерянными.