Композитор, поэт, либреттист
Он писал замечательные либретто не только для себя, но и для других авторов, в т. ч. и для гениального Верди, однако прославился своей единственной оперой. 24 февраля исполняется 180 лет со дня рождения замечательного итальянского поэта, композитора и либреттиста Джузеппе Джованни Энрико (Арри́го) Бо́йто.
Многие композиторы писали тексты для своих опер — Вагнер, Мусоргский, Прокофьев… Но никто из них не предлагал свои либретто другим музыкантам. Только Бойто. По сути, он сочинил лишь один выдающийся шедевр — оперу «Мефистофель», тогда как написанные им либретто лежат в основе «Джоконды» Понкьелли, вердиевских «Симона Бокканегры», «Отелло» и «Фальстафа», а также произведений Каталани, Боттезини, Фаччо и других менее известных авторов.
Бойто творил в сложное время-Италия боролась за независимость от австрийского господства. Он даже записался в армию Гарибальди, но всё-таки главным своим оружием считал искусство, свободное от традиционных штампов и условностей, раскрывающее все многообразие человеческой натуры, даже не самые привлекательные её черты. Такие взгляды были свойственны т. н. движению Скапильятура, что значит «Растрепанные». Это богема, противопоставлявшая себя привычным художественным ценностям. Кумирами для нее были Бодлер, Эдгар По, Готье. Даже Верди для них был недостаточно прогрессивным и устаревшим. Правда, впоследствии многие изменили свое отношение к маэстро, в т. ч. и Бойто, который даже стал соавтором нескольких его произведений. Он родился в Падуе и с детства проявил свой разносторонний художественный талант. А его старший брат стал архитектором и позже воздвиг по заказу Верди Дом для престарелых музыкантов, где упокоился и сам композитор. Окончив Миланскую консерваторию, Бойто-младший пишет не только музыку, но и стихи, поражающие своей новизной и актуальностью. Тогда он поменял свое имя Энрико на Арриго. Его первая и, по сути, единственная опера основана на трагедии Гете «Фауст», к которой до него обращались Гуно, Берлиоз и многие другие композиторы. Но в отличие от них, Бойто делает акцент не на лирической любовной линии. Главным становится образ злого демона, сеющего вокруг себя смерть и разрушение. Недаром опера называется «Мефистофель».
Премьера состоялась в 1868 году под управлением автора и потерпела полный провал. Тогда композитор внес значительные изменения и сокращения. Новая версия оказалась успешной- «Мефистофель» покорил крупнейшие сцены мира. Особую роль в этом сыграла постановка 1901 года в Ла Скала с участием Карузо и Шаляпина. Окрыленный успехом, Бойто приступает к очередному оперному замыслу о другом гении зла — римском императоре Нероне. Эта опера должна была стать новой ступенью в творчестве Бойто, но так и осталась неоконченной. Ее завершили уже после смерти композитора. В последние годы жизни он добился полного признания на родине и за границей, возглавлял несколько лет Пармскую консерваторию, ныне носящую его имя, а также стал почетным профессором Кембриджского университета. Кстати, одновременно с ним, в том же 1893 году подобной чести был удостоен и Петр Ильич Чайковский.
Арриго Бойто ушел из жизни после окончания 1-й мировой войны в возрасте 76 лет. Он похоронен на Монументальном кладбище Милана, где вначале упокоился и его кумир- Джузеппе Верди. Но потом останки Верди перенесли в гробницу на территории Дома престарелых музыкантов, построенного родным братом Бойто.
Текст: Анатолий Лысенков