Чечилия Бартоли. Железная примадонна современной оперы
Вокальное искусство Чечилии Бартоли называют несравненным. Расхожее выражение предельно точно отражает певческую философию артистки: в репертуаре итальянки сочинения, которые кроме неё сейчас никто не исполняет. К 55 годам уроженка Рима покорила весь мир: публика готова отдавать любые деньги за её концерты, а коллеги-музыканты мечтают о совместных выступлениях с Бартоли.
Чечилия Бартоли воцарилась на оперной сцене с конца 80-х годов. С тех пор «проницательные» меломаны спорят о том, в чём секрет ошеломляюще успешной карьеры певицы: в её ослепительно матовом голосе, выбивающемся из привычной тембральной линейки, или же таланте продюсера, умеющего продавать программы со своим участием. Как ни странно, обе стороны по-своему правы.
Бартоли причисляет себя к колоратурным меццо-сопрано. В мудрёном названии зашифрована информация о том, что у обладательницы этого голоса «обычное» меццо, но не очень мощное, зато феноменально подвижное. Бартоли не поёт «стенобитным» звуком, но на её концерты даже на последние ряды можно попасть с трудом. Звезда одаривает публику вокальными руладами в диапазоне трёх октав. Мастерство Бартоли сродни сёрфингистам: она поражает идеальной ровностью перехода из нижнего регистра в верхний и, оказавшись на гребне фразы, плавно скользит, а потом на одном долгом дыхании скатывается вниз хроматическими пассажами.
Говорят, такие приёмы выдавали выдающиеся кастраты 17-18 веков. Их уникальное искусство похоронили на несколько столетий, но Бартоли одним проектом исправила фатальную ошибку, записав сольный альбом Sacrificium. В него вошли арии Альбинони, Вивальди, Корелли, Скарлатти и других их современников. Раритетные партитуры певица обнаружила в архивах и решила перехитрить природу, исполнив женским голосом мужские партии. Весной 2012 года Бартоли продемонстрировала историческое во всех отношениях пение в Большом зале Московской консерватории. В столицу артистка прилетела из Санкт-Петербурга, где оказалась по приглашению Валерия Гергиева, чтобы исполнить сочинения Россини и Моцарта. Творческий союз Чечилии и Валерия Абисаловича был неожиданным во всех отношениях: Бартоли до этого привычнее было видеть с такими мастерами как Уильям Кристи, Джованни Антонини, Марк Минковски, работающими в аутентичной манере, но никак не с самым популярным на Западе российским дирижёром и его большим симфоническим оркестром.
Итальянка покидала Северную столицу с непустыми руками: в архивах Мариинки она обнаружила забытые партитуры композиторов 18 века, служивших при дворе российских императриц — Траэтты, Чимарозы, Арайи, Сарти, а также Галуппи и Перголези. Их сочинения вошли в альбом c притягательным для российского уха названием «St Petersburg». В 2016 году Бартоли вернула городу его музыкальные сокровища, спев на фестивале «Звёзды белых ночей» барочные вещицы русских итальянцев. Выступление дополнили арии из опер Вивальди, которые Бартоли ранее обнаружила в библиотеках Турина. «Клад» итальянки насчитывал более сотни вокальных произведений автора знаменитого инструментального цикла «Времена года».
Нестандартный подход к выбору репертуара, умение заманивать публику на концерты креативными программами подметил бывший интендант Зальцбургского фестиваля Александр Перейра. Он в 2012 году назначил Бартоли худруком Троицына фестиваля. Под раскрученное имя итальянки для проекта, который до этого даже собирались закрыть из-за отсутствия денег, сразу же нашелся спонсор. Певица не обманула ожиданий ни публики, ни финансовых воротил. Первым спектаклем смотра для артистки стала роль в опере «Юлий Цезарь в Египте» Генделя. С тех пор Бартоли каждый год выбирает одну оперу и строит фестиваль вокруг неё. В каждой из постановок примадонна исполняет заглавную роль, демонстрируя не только вокальный, но и драматический талант. Весной 2018 года в россиниевской «Итальянке в Алжире» Бартоли всех рассмешила, показав Ильдара Абдразакова в семейных трусах.
Летом 2019 года стало известно, что контракт Бартоли с Троицыным фестивалем продлевают: она будет осуществлять художественное руководство и определять программу смотра до 2026 года. Так в общей дирекции Зальцбургских музыкальных форумов оценили менеджерские способности примадонны, её железную хватку, склонность к программированию и умение объединять музыкантов. Впрочем, нельзя исключать, что Бартоли не доработает до конца оговоренного срока в том случае, если её перебросят, например, спасать прокисающий от чванливости и пафоса Летний Зальцбургский фестиваль.
Текст: Ирина Столярова
Она обладает поистине уникальным голосом, колоратурным меццо-сопрано. Оперная дива поражает всех своим необыкновенно чистым голосом. Он настолько пластичен и гибок, что дает возможность исполнить сложнейшие произведения в полной мере, передав все настроения и интонации пьесы. Бартоли мастерски владеет голосом. Техника её исполнения отточена до малейших деталей. Порой певица поражает точными и лаконичными фиоритурами и руладами. Она превзошла всех в этом направлении, сделав себя уникальной исполнительницей.
Чечилия Бартоли родилась в интеллигентной музыкальной семье. Её родители были профессиональными певцами, именно они дали своей дочери первые уроки нотной грамотности и пения. Уже в детстве начал проявляться её талант. Дебютное выступление певицы состоялось в роли пастушки в известнейшей опере Джакомо Пуччини «Тоска». На Чечилию возлагались огромные надежды. Многие известные оперные певцы видели в начинающей певице будущую оперную примадонну.
Чечилия Бартоли получил хорошее образование в Консерватории Святой Чечилии в Риме. В 1985 году певица дебютировала в Гранд-Опера. А с 1986 года она начала выступать в известнейшем оперном театре Ла Скала в Милане.
Певица особое внимание уделяла редким и утерянным произведениям известных композиторов. Она много работала над забытыми ариями Антонио Вивальди. Так же её интересовали такие композиторы как Алессандро Скарлатти и Антонио Кальдара.
В 2002 году Чечилия Бартоли удостоилась премии «Грэмми». Её лучшими партиями можно назвать Золушку из оперы Россни и Розины из «Севильского цирюльника». Так же среди лучших исполнений Бартоли — партия Церлины в опере «Дон Жуан», Эвридики в опере «Душа философа», Деспины в опере «Так поступают все».
Сейчас Чечилия Бартоли является одной из самых высокооплачиваемых оперных певиц. Она поражает своих слушателей не только прекрасным голосом, но и глубиной передаваемых эмоций и чувств.