Эрнест Ансерме — выдающийся дирижёр, пропагандист современной музыки, создатель Оркестра Романской Швейцарии.
Творческий путь Ансерме вначале был далек от музыки. Он родился в семье математика и поначалу выбрал себе такую же профессию. В 1903 году Эрнест оканчивает университет в Лозанне и затем занимает должность профессора математики в том же университете. Но точная наука не смогла отвлечь от подлинного призвания. Он начинает брать частные уроки композиции у Эрнеста Блоха, а также наблюдать за работой дирижёров. Проведя год в Берлине, где он совершенствовался у таких мастеров, как Артур Никиш и Феликс Вайнгартнер, Ансерме впервые встает за дирижёрский пульт в 1910 году. В последующие годы он руководит филармоническими концертами в городе Монтрё, а в 1915 возглавляет Женевский симфонический оркестр.
В 1910-е годы Ансерме сдружился с известными композиторами — Клодом Дебюсси, Морисом Равелем и Игорем Стравинским, жившим в то время в Швейцарии. Именно по рекомендации Стравинского Ансерме получает место главного дирижёра Русского балета Дягилева, коллектива, с которым выступает во многих странах мира. Также под его управлением проходят премьеры балетов Эрика Сати «Парад», Мануэля де Фальи «Треуголка», Сергея Прокофьева «Сказ про шута, семерых шутов перешутившего», и, конечно же, сочинений Игоря Стравинского — «История солдата», «Пульчинелла», «Сказ про лису, петуха и барана»…
Ансерме едва исполнилось 35 лет, когда он основал в Женеве Оркестр Романской Швейцарии. Только оптимист мог решиться на создание симфонического оркестра в 1918 году, когда война шла уже 4 года буквально на пороге Швейцарии. Впоследствии оркестр стал одним из самых знаменитых европейских коллективов. Под управлением Ансерме звучали в основном сочинения композиторов эпохи классицизма и романтизма, но также и работы современников, в частности, композиторов французской школы: Дебюсси, Равеля, Русселя, Онеггера, Мартена. Ансерме стал первым исполнителем оперы Бриттена «Поругание Лукреции» в 1946 году, также осуществил премьеры произведений Копленда, Лютославского, Мартину, Уолтона и других композиторов своего времени. Несмотря на многочисленные предложения дирижёрских должностей в различных коллективах, Ансерме в течение пятидесяти лет оставался руководителем созданного им оркестра.
Но Ансерме был не только выдающимся дирижёром. Он написал несколько музыкальных сочинений, в том числе оркестровую пьесу «Весенние листья». В 1961 году опубликовал философско-эстетический трактат «Основы музыки в человеческом сознании», в котором (среди прочего) осудил серийную технику нововенской школы и выступил в защиту тональности классико-романтического типа.