Альбенис Исаак

Albéniz Isaac

29.05.1860 – 18.05.1909
«Альбенис — это Испания, так же как Мусоргский — Россия, Григ — Норвегия, Шопен — Польша» — Жан Обри.
Имя Исаака Альбениса неразрывно с новым направлением испанской музыки Ренасимьенто, возникшего на рубеже XIX–XX веков и охватившего всю художественную жизнь страны. Вдохновителем этого движения — нового Возрождения — был композитор, музыковед и фольклорист Фелипе Педрель (1841-1922), сплотивший вокруг себя самых талантливых музыкантов. Его друзья, ученики и последователи — Альбенис, Гранадос, Турина, де Фалья и другие продолжили и развили борьбу за создание самобытной национальной композиторской школы.
Исаак Альбенис родился в Каталонии 29 мая 1860 года. Как пианист начал выступать с 4-летнего возраста. Учился в консерваториях Мадрида и Лейпцига. В дальнейшем совершенствовался в одной из лучших в Европе — Брюссельской консерватории. Огромное влияние на Альбениса и на всю последующую творческую деятельность музыканта оказала его встреча в Будапеште с Листом (1880), у которого он завершил пианистическое образование. Альбенис стал выдающимся пианистом-виртуозом и выступал во многих странах (Мексика, Куба, Германия, Англия, Франция и др.). Его блестящий пианизм привлекала современников красочностью и виртуозным размахом; «испанским Рубинштейном» называла Альбениса в один голос испанская пресса, за исполнение им собственных сочинений.
До середины 90-х годов Альбенис занимался преимущественно исполнительской деятельностью. Прекратив ее, он овладел композиторским мастерством. Композиции он учился у Геварта, Ядассона и Педреля, который оказал огромное влияние на формирование Альбениса как национального художника. С 1894 года Альбенис жил в Париже, где совершенствовался в области композиции у таких известных французских композиторов, как Дебюсси, Дюка, Форе, Д’Энди.
Альбенис-композитор создал огромное количество сочинений разных жанров. Лучшие его произведения несут в себе живую связь с народным творчеством, с особенностями мелодики, ритма и гармонии народной музыки. В творческом наследии композитора следует выделить оперу «Магический опал» (1893), фантазию для оркестра и фортепиано «Каталония» (1899) и многочисленные фортепианные пьесы. Это «Испанская сюита» и «Испанские песни», «Испания» (опус 165) и «Иберия» (12 пьес), одна из вершин творчества Альбениса.
«Возвышенную и необычайно музыкальную интуицию Альбениса можно было сравнить с чашей, до краев наполненной чистым вином, согретым средиземноморским солнцем» — так образно написал о композиторе Педрель.