Глава неаполитанской оперной школы
Опера, родившаяся во Флоренции на рубеже ХVI–XVII веков, быстро проникла и в другие города Италии — Рим, Венецию, Неаполь, где возникли свои самостоятельные оперные школы. Ярчайшим представителем и главой крупнейшей из них — неаполитанской — является Пьетро Алессандро Гаспаре Скарлатти.
Он родился в Палермо, столице Сицилии, за господство над которой постоянно боролись разные страны — Франция, Испания, Австрия. Одним из результатов этой борьбы еще в XIII веке стала знаменитая кровавая резня, известная как «Сицилийская вечерня», воспетая в одноименной опере Верди. Остров на юге Италии дал также миру впоследствии авантюриста Калиостро и организацию под названием «Наше дело», или «Cosa nostra». Напряженная обстановка сохраняется там и во время рождения Скарлатти, когда в воздухе уже витает очередная война за «испанское наследство». Неудивительно, что вскоре после появления на свет мальчика семья навсегда покидает родину и перебирается на Апеннины, в «вечный город» Рим. Тут Сандро получает музыкальное образование и уже в 18 лет создает первую оперу «Невинная ошибка», за которой следуют и другие. Большое значение для развития юноши имеет знакомство с королевой Швеции в изгнании Кристиной, которая приглашает его к своему двору и заказывает ему новые произведения. Гораздо позже, будучи уже зрелым мастером, он станет членом созданной ею «Аркадской академии» — общества передовых итальянских художников, музыкантов и поэтов, куда входили также Корелли, Пасквини, Метастазио и многие другие. А пока, добивших первых успехов, Скарлатти получает выгодное место в придворной капелле Неаполя, с которым и связывает свою дальнейшую творческую судьбу. Здесь он продолжает сочинять театральную и церковную музыку — кантаты, оратории, мессы и другие произведения для голоса, хора и отдельных инструментов. Но самым большим его достижением становится создание так называемой оперы-сериа, или «серьезной оперы», которая вскоре завоевывает не только всю Италию, но и Европу. Для этого жанра характерны обращение к значительным сюжетам — античным, историческим, мифологическим, где действуют великие и отважные герои прошлого — цари, полководцы, а также их возлюбленные, чьи героические деяния и лирические переживания раскрываются, главным образом, с помощью арий, передающих то или иное состояние — гнев, печаль, страдание, решимость… При этом вокальные партии, как правило, отличаются большой напевностью и мелодичностью, опираясь, в том числе, и на итальянскую народную песню, прежде всего — неаполитанскую, и обладают высокой технической виртуозностью, свойственной певцам-кастратам. Скарлатти закрепляет за сольными номерами трехчастную форму «да капо» с контрастной серединой и повторной репризой, а ход развития действия передают речитативы — «секко» под клавесин и «аккомпаньято» под оркестр. Такая оперная схема становится практически обязательной для большинства композиторов того времени, господствуя в течение многих десятилетий вплоть до Моцарта, и начинает переосмысляться только в середине XVIII века в связи с реформой Глюка.
Что касается самого Скарлатти, то он не ограничивается только сочинительством, а также преподает в одной из консерваторий Неаполя, воспитывая себе смену в лице новых адептов неаполитанской школы — Дуранте, Винчи, Асторга, Лео и других. Большое влияние он оказывает на молодого Генделя, встретившегося с ним в Риме в 1708 году. Но самое лучшее доказательство его педагогического таланта — собственный сын Доменико, тоже пробовавший себя в оперном жанре, а прославившийся благодаря своим гениальным сонатам для клавесина, которые и сегодня входят в репертуар лучших пианистов мира.
Наследие Скарлатти — отца насчитывает сотни произведений, из которых до нас дошло не больше половины. Но даже то, что сохранилось, говорит о нем как о величайшем музыканте, по праву входящем в число самых значительных композиторов эпохи барокко.
Текст — Анатолий Лысенков.