Российский след в биографии музыкальной легенды Голливуда
Композитор Джон Таунер Уильямс написал грандиозную музыку к десяткам американских фильмов и стал воплощение классического Голливуда. Для уроженца Нью-Йорка судьбоносной стала встреча с выпускницей Московской консерватории, которая посоветовала начинающему пианисту сосредоточиться на сочинительстве.
Биография Джона Таунера Уильмса, самого успешного в мире кинокомпозитора —готовый сюжет для голливудского фильма. Мальчик родился в период Великой депрессии, но в семье перкуссиониста из модного джазового квинтета, похоже, проблемы не принимали всерьёз и жили в мире музыкальных грёз. В конце 40-х чета Уильямсов перебирается в Лос-Анджелес. Здесь Джон мог воочию видеть на холме знаменитую надпись HOLLYWOOD. К покорению завораживающей высоты юноша шёл медленно, но верно. Сначала он прилежно учился в Северо-Голливудской высшей школе и Лос-Анджелесском Калифорнийском университете, затем служил в ВВС США, играя в армейском оркестре. Вернувшись на гражданку, выступал в джазовых клубах и, наконец, поступил в Джульярдскую школу в Нью-йорке к мадам Розине Левиной. Выпускница Московской консерватории убедила Джона оставить занятия на фортепиано и настоятельно порекомендовала вплотную заняться сочинением музыки. Уильямс прислушался к мнению авторитетного педагога и отправился в Голливуд.
Первая работа датирована 1952 годом и была «никакой». Лишь через 20 лет Уильямс получит свой первый «Оскар» за адаптированную музыку для фильма «Скрипач на крыше». Но музыкант понимает, что на чужом материале долго не продержишься, и нужно сочинять авторскую музыку. Судьба сводит его с молодым Стивеном Спилбергом. Два амбициозных творца решают идти к славе вместе. В 1975 году выходит первый в истории «летний блокбастер» «Челюсти», в котором Уильямс использует знаменитое остинато из двух нот, пугающее зрителя посильнее вида гигантской акулы. Бытует мнение, что музыка Джона Таунера спасла картину от провала. Но в пику всем злопыхателям тандем не распался. Впоследствии композитор отметился практически во всех фильмах режиссера — без его музыки действительно сложно себе представить «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана», «Искусственный разум» и другие картины мастера.
Спустя некоторое время Спилберг рекомендует Уильямса своему другу и коллеге Джорджу Лукасу, готовящему самый главный кинопроект своей жизни — фильм «Звёздные войны». Эта работа приносит маэстро большой успех, как, впрочем, и Лукасу, а саундтрек к фильму до сих пор остаётся невероятно популярным среди любителей музыки кино.
Джон Таунер Уильямс безоговорочно закрепился на Олимпе американской киноиндустрии. В его копилке более 50 номинаций на премию «Оскар», что делает его самым номинируемым лауреатом премии из ныне живущих и вторым после Уолта Диснея. Пять «Оскаров», шесть «Эмми», семь премий Британской киноакадемии — это, по всей видимости, далеко не предел для мэтра. Он, несмотря на солидный возраст, полон творческих планов.