Композитор Родион Щедрин — живая музыкальная энциклопедия
Родион Щедрин начал писать музыку в 15 лет, что поздно по меркам Моцарта. Но пареньку из московской интеллигентной семьи раньше было некогда заниматься сочинительством: он убегает на фронт во время Великой Отечественной войны и лишь после её окончания попадает в Хоровое училище, открывшееся в здании рядом со столичным зоопарком. Там Родион участвует в композиторском конкурсе под председательством Хачатуряна и побеждает, открывая список своих дальнейших музыкальных побед.
Щедрин был вундеркиндом, чей талант безошибочно определил его отец —прекрасный музыкант и педагог. Константин Михайлович Щедрин стал первым якорем в творческой жизни Родиона. Оказавшись в эвакуации в Куйбышеве, мальчик близко видит Дмитрия Шостаковича на репетиции его Седьмой симфонии. Позже великий композитор будет наведываться в Хоровое училище на прогоны своих премьерных сочинений и всякий раз приветствовать Родиона как старого знакомого.
Мимолётные встречи подростка и маститого автора со временем обросли солидным музыкальным бэкграундом. В середине 60-х супруга Щедрина, легендарная балерина Майя Плисецкая, задумав Кармен-сюиту, обратилась в первую очередь к Шостаковичу с просьбой поучаствовать в проекте. Но Дмитрий Дмитриевич засомневался, что сможет написать музыку, способную конкурировать с работой Бизе. А Хачатурян, которому танцовщица рассказала о замысле, сказал: «Зачем вы просите меня, у вас же дома есть композитор». Арам Ильич помнил яркий дебютный опус Щедрина. Через полвека Родион Константинович за рекордные 20 дней выдаст партитуру легендарной «Кармен-сюиты».
Творческий и личный союз двух гениев — композитора и балерины — стал беспрецедентным событием в мировой культуре. За 57 лет совместной жизни Щедрин приучил всех к тому, что Майя Михайловна — его муза. Балеты «Анна Каренина» «Чайка», «Дама с собачкой» посвящены любимой Майе — трепетной, лирической, трагической и страстной (в почитании таланта великих классиков Толстого и Чехова).
Осенью 2020 года Щедрин в качестве приношения Плисецкой представил мировую премьеру музыкального прочтения произведения Зощенко «Приключение обезьяны». Композитор многих удивил, сообщив, что некогда запрещённый рассказ опального советского сатирика балерина очень любила. В тот вечер сюрпризов звучала «хулиганская» партитура — Щедрин поручил оркестру не только играть, но и говорить, хлопать в ладоши и даже лаять. Патриарх отечественной культуры снова превратился в непослушного мальчугана, передав привет ещё одному важному человеку в своей жизни — Александру Васильевичу Свешникову, основателю и многолетнему руководителю легендарного Хорового училища.