В Англии Эдвард Элгар почитается как национальный герой наряду с Генри Пёрселлом, Уильямом Шекспиром, Чарльзом Диккенсом и Бернардом Шоу. Так исторически сложилось, что после Пёрселла в Британии не было сколь-нибудь выдающихся композиторов. Музыкантов-исполнителей самого высокого класса – пожалуйста, сколько угодно. Англия всегда славилась своими чудесными симфоническими оркестрами, квартетами и солистами на рояле, скрипке или виолончели. По этой причине появление Элгара в Британии было сродни явлению Мессии. В России имя этого композитора малоизвестно, несмотря на просветительские усилия некоторых музыкантов. Геннадий Рождественский часто включает в свои концерты сочинения Элгара. В молодости Элгар испытывал на себе сильное влияние творчества Вагнера, Дворжака и Рихарда Штрауса. Позднее, когда он нашёл свой собственный музыкальный язык и утвердился на позициях позднего романтизма, его стали называть «английским Бетховеном».
Наше знакомство с музыкой Эдварда Элгара мы начнём с его Концерта для скрипки с оркестром. Это очень популярное произведение, многие скрипачи с удовольствием играют его, поэтому существует множество записей. Музыка концерта стилистически принадлежит, конечно, XIX веку, временами похожая то на Чайковского, то на Дворжака, а где-то и на Сен-Санса. Однако её отличает некое благородство романтизма, и очень британский тон, который отличается особой сдержанностью, тонкостью и изяществом. Тем не менее, все романтические штампы в первой части сохранены – это и патетические взлеты и падения мелодии, страстные и ноющие интонации. Сам Элгар говорил, что «музыка концерта чересчур эмоциональна, но я люблю ее, черт побери!»
Вторая часть, как и положено, – пастораль. Нежные оркестровые краски рождают в памяти другой скрипичный концерт – Брамса, который по структуре явился образцом для подражания для Элгара. Английский маэстро, безусловно, преклонялся перед гением Брамса, поэтому его произведение стал неким оммажем своему кумиру. Третья часть, согласно классической традиции – виртуозное сонатное allegro, выполненное опять же в духе Брамса или Дворжака. Блестяще проработанная фактура поражает наше воображение. Элгар нигде не опускается до слезливой сентиментальности, или пустой пиротехники. В партитуре концерта видна рука большого мастера!
Интересный факт: Концерт для скрипки Элгара принадлежит к одному из длиннейших в мировой литературе, и по хронометражу он ближе всего стоит именно к могучему Концерту Брамса. Концерт длится около 50 минут и требует от солиста огромного напряжения. Эдвард Элгар с детства играл на многих инструментах, однако, особую его любовь заслужила скрипка. В 16 лет он занял место скрипача в местном любительском оркестре, а позже стал дирижером симфонического оркестра города Вустер. Свое профессиональное образование он завершил в Лондонской королевской музыкальной академии. Элгар прекрасно владел скрипичной техникой, именно поэтому его Концерт так ясен и удобен для скрипачей.
История с посвящением концерта полна загадок. Он был написан в 1910 году по заказу Королевского филармонического общества в Лондоне. Однако самые первые наброски концерта были созданы композитором раньше, в 1905 году. Элгар тогда прочитал интервью со знаменитым скрипачом Фрицом Крейслером. Виртуоз весьма лестно отзывался о самом Элгаре и его сочинениях. Композитор посвятил своё произведение Крейслеру, который стал и первым исполнителем этого сложнейшего концерта. Премьера состоялась 10 ноября 1910 года в Лондоне под управлением автора.
Однако есть и ещё одно посвящение, которое написано на испанском языке: «Aqui está encerrada el alma de». В переводе это означает: «Здесь помещена душа». А далее – многоточие. Эта фраза является цитатой из романа «История Жиль Бласа из Сантильяны» Алена-Рене Лесажа. Некоторые музыковеды полагают, что данная надпись на самом деле адресована некой прекрасной даме по имени Элис Стюарт Уортли, дочери знаменитого художника Джона Эверетта Милле, одного из основателей Братства прерафаэлитов. Однако называют и другие имена.
У Виолончельного концерта Элгара - своя история, и довольно мрачная. Он был написан в годы Первой мировой войны. В это же время композитор перенёс тяжёлую операцию. И вот после наркоза, придя в сознание, он потребовал бумагу и карандаш, и сразу стал писать музыку. Это была первая тема Виолончельного концерта. Возможно, именно поэтому музыке концерта присущ особый нерв, которого нет в других сочинениях Элгара.
Первое его исполнение было провальным, и произведение было похоронено на 40 лет. Одной из причин стала нехватка репетиций и как следствие – неуверенная игра оркестра, с которым к тому же солист вообще несколько раз разошёлся. И только в 1960 году, когда его триумфально сыграла Жаклин Дю Пре, он вошел в репертуар всех виолончелистов мира. Музыке концерта присущ особый нерв, которого нет в других сочинениях Элгара.
Эта музыка воспринимается нами как очень современная, и не в смысле радикального употребления диссонансов и различных техник, а в смысле особого тона исповедальности. Деление на части здесь условное, переходы и стыки завуалированы так, что нет явных контрастов. Всё подчинено единому процессу.
Судьба Элгара - это судьба бедного мальчика из провинции, который пробился к вершинам славы только благодаря собственному труду. Он получил все звания и все награды, он стал Сэром и мастером. Слава пришла к нему в возрасте 40-45 лет. Сам король Эдуард VII пожаловал ему титул "сэра" (как сейчас - сэр Пол Маккартни), а в конце жизни он удостоился высокого звания Королевского музыканта и титула баронета. Он покорил США, продирижировав там своими произведениями с огромным успехом в рамках мирового турне. У Элгара было много срывов и неудач, но он всё преодолел, и сумел выйти на такой уровень, где его не заметить уже было невозможно.
Перу Элгара принадлежит пять военных маршей под названием "Pomp and Circumstance Military Marches" («Блеск и торжество»). Эти церемониальные Марши представляют собой роскошные концертные пьесы, предназначенные для торжественных случаев. Само название пришло от Шекспира:
Farewell the neighing steed and the shrill trump,
The spirit-stirring drum, th'ear-piercing fife,
The royal banner, and all quality,
Pride, pomp, and circumstance of glorious war!"
«Отелло» В. Шекспир
О, прощайте,
Храпящий конь и звонкая труба,
Бодрящий барабан, визгунья-флейта,
Державный стяг и все великолепье,
Гордыня, блеск и пышность славных войн!
Перевод Михаила Лозинского
Именно гордыня, блеск и пышность в этой музыке слышится, прежде всего. Интересно, что средняя часть марша № 1 D-dur «Страна надежды и славы» («The Land of Hope and Glory») в Англии используется для проведения знаменитых «English proms» – так называемых «Променадных концертов» Би-би-си, проходящих в зале Альберт-холл в Лондоне в июле-сентябре. В США этот же фрагмент используется в качестве Гимна Выпускников («Graduation Song»). Музыка Элгара сегодня постоянно звучит во время торжественных событий в Букингемском дворце и в Вестминстерском аббатстве.