Юровский Михаил Владимирович

25.12.1945 – 19.03.2022
  • СССР
  • Германия
Юровский Михаил Владимирович
Он не планировал быть музыкантом. Его манил кинематограф, режиссура. Решающий «толчок» случился в 1958 году, когда в Москву приехал Бостонский симфонический оркестр под управлением Шарля Мюнша и Пьера Монтё. Юный Миша, попав на концерт, был ошеломлён: «Я буквально заболел музыкой и процессом дирижирования. В тот момент я сказал: „Хочу быть дирижером“». Так был выбран путь.
Михаил Владимирович Юровский принадлежал к знаменитой музыкальной династии, оставившей глубокий след в истории исполнительского искусства. Сын композитора Владимира Юровского и внук дирижёра Давида Блока, он вырос в творческой среде, где частыми гостями были Шостакович, Ойстрах, Ростропович и Гилельс. Именно Шостакович, игравший с юным Михаилом в четыре руки, оказал на него большое влияние, предопределившее глубокую связь дирижёра с музыкой композитора.
Окончив Московскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования Лео Гинзбурга, Юровский начал карьеру как ассистент Геннадия Рождественского в Большом симфоническом оркестре Всесоюзного радио. В 1970-80-х годах работал в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, регулярно дирижируя также спектаклями Большого театра. С 1978 года стал постоянным приглашённым дирижёром берлинской Комической оперы.
В 1989 году Юровский с семьёй покинул СССР, заняв пост постоянного дирижёра дрезденской Земперопер. В дальнейшем возглавлял Филармонический оркестр Северо-Западной Германии, был главным дирижёром Лейпцигской оперы и Оркестра Западногерманского радио в Кёльне, а также главным приглашённым дирижёром Симфонического оркестра Берлинского радио.
В его обширном оперном репертуаре были шедевры Моцарта и Вагнера, Прокофьева и Шостаковича, интерпретацией музыки которого он особенно славился.
Драматичной страницей биографии станет эпизод 1996 года, когда во время исполнения «Бориса Годунова» в Немецкой опере в Берлине у дирижёра случится обширный инфаркт прямо за пультом. Реанимация начнётся в оркестровой яме, на глазах у публики.
Его вернули с того света. Придя в сознание в больнице, он задал первый вопрос: «Что со спектаклем?»
Михаил Владимирович выживет, вернётся к профессии и продолжит активную деятельность до последних лет жизни.
Особой гордостью Юровского были успехи его сыновей — Владимира и Дмитрия, также ставших всемирно известными дирижёрами. Михаил Владимирович с радостью констатировал, что они «уже превзошли» его, видя в этом закономерное развитие династии. На вопрос, как в одной семье могли родиться три дирижёра, Михаил Владимирович отшучивался: «Это вы небесную канцелярию спросите».
Михаил Юровский до конца оставался в профессии, открывая для себя новые грани музыки Брукнера и Шуберта. Биография маэстро — это история о том, как оставаться верным себе и своему призванию вопреки любым обстоятельствам. Даже когда эти обстоятельства — собственное остановившееся сердце в середине оперы Мусоргского.
Поиск по сайту