«Уцелевший из Варшавы»
«Уцелевший из Варшавы» — это название кантаты Шёнберга в определенной степени характеризует судьбу известного польско-немецкого дирижера Марека Яновского.
Яновский — продолжатель классических традиций европейского дирижирования XX века, представленного такими именами, как Ансерме, Кляйнерт, Мазур, Абендрот, Заваллиш и другие. Именно Заваллиш был его наставником в Кёльнской музыкальной академии и во многом повлиял на мировоззрение и отношение к профессии своего талантливого ученика.
Марек Яновский родился в начале 1939 года в Варшаве, которая уже в сентябре будет оккупирована фашистской Германией. К счастью, ужасы Второй мировой Яновскому чудом удается избежать благодаря матери, которая перебирается с ребенком в немецкий Вупперталь, где они и остаются. Здесь мальчик учится игре на скрипке и фортепиано, затем дирижированию. Окончив Кёльнскую Академию музыки в 1961 году, он стажируется в оркестрах Ахена, Кёльна, Дюссельдорфа и других городов, приобретая опыт работы дирижёра, и наконец достигает главной должности музик-директора во Фрайбурге, а затем в Дортмунде.
80-е годы прошлого века — новый этап в карьере музыканта. Он получает международное признание, возглавив в 1983 году Ливерпульский филармонический оркестр, а со следующего года его приглашают в оркестр Радио Франции, которому Марек Яновский отдаст 16 лет жизни.
Одновременно маэстро сотрудничает и с другими симфоническими коллективами, а также с оперными театрами Европы и Америки. Его безоговорочно признают одним из лучших интерпретаторов немецкой музыкальной классики, особенно Брамса и Вагнера. Сделанная им в это время запись «Кольца нибелунга» с Дрезденской государственной капеллой стала эталонной. А к 200-летию Вагнера в 2013 году он записывает на CD 10 главных опер композитора с оркестром Берлинского радио, что является уникальным событием в мире музыки. Эта гигантская работа Яновского завершила его сотрудничество с коллективом, который он возглавлял больше десяти лет. Кстати, среди записанных им произведений есть также музыка Шёнберга и других нововенцев.
Текст: Анатолий Лысенков.