Дирижёр Марис Янсонс — старомодный перфекционист
Дирижёр Марис Янсонс был мастером, одарённым притягательностью. Оркестры со всего мира вставали к нему в очередь, мечтая хотя бы о единичных совместных выступлениях. Маэстро часто отказывал. Он не любил скомканных репетиций и концертов «на бегу». Янсонс говорил, что новые музыкальные смыслы находятся лишь при длительной и кропотливой работе.
Он находил новые смыслы в симфонических полотнах Бетховена и Брамса, Брукнера и Берлиоза, Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Рахманинова. Сотрудничал с ведущими мировыми лейблами. Многие из записей маэстро считаются эталонными и удостоены престижных наград.
По десять с лишним лет Марис Арвидович руководил Концертгебау и оркестром Баварского радио. Но самым бесценным творческим опытом считал сотрудничество с Заслуженным коллективом России — оркестром Ленинградской, потом Петербургской филармонии. В её штате он состоял почти треть века.
Один из первых концертов Мариса Янсонса в Большом зале Ленинградской филармонии состоялся в конце 60-х годов. Новичку прославленной сцены доверили отнюдь не статусный коллектив, а Симфонический оркестр городского Дворца пионеров. «Вчерашний» выпускник Ленинградской консерватории снова держал серьёзный экзамен. В зале за ним наблюдал великий Евгений Мравинский, известный своей беспощадной требовательностью. Они были знакомы давно. В детстве мальчик вместе с отцом Арвидом Янсонсом, ассистентом Евгения Александровича, бывал у него дома на воскресных обедах. На них собиралась дирижёрская элита Ленинграда. Гости обсуждали культурные новости и концертные премьеры. Всякий раз на рояле в четыре руки исполнялась какая-нибудь симфоническая партитура. Игра прерывалась ради подробного анализа нотного текста и нюансировки.
Юный Марис становился свидетелем музыкальных откровений и получал уникальную информацию. Она очень пригодится дирижёру в начале карьеры. Но Янсонс-младший никогда не эксплуатировал личные связи с Мравинским. Он также не «играл» на заслугах знаменитого отца, которого боготворили в филармонии. Вскоре Мариса услышит легендарный Герберт фон Караян. Маэстро приедет в Ленинград на семинар и сразу же обратит внимания на молодого дирижера. История их цеховых отношений почти детективная. Марис в начале 70-х стажируется в Венской Академии музыки и одновременно посещает репетиции Караяна в Зальцбурге. Маэстро желает видеть талантливого юношу не только в статусе ученика, но и ассистента. Но Минкультуры отказывает Караяну. А Мариса зачисляют в штат Ленинградской филармонии. Дирижёр позже признавался, что трудоустройством был очень доволен и лишь спустя много лет узнал о несостоявшемся сотрудничестве с Караяном и своём невыездном статусе.
Позже Янсонс возглавил оркестр Филармонии Осло. Контракт был долгосрочным. По неофициальной версии, молодого дирижёра выпустили за границу под поручительство Мравинского. Учитель и ученик разошлись, но близость музыкальной философии сохранили. Всю жизнь Марис соблюдал творческий кодекс, унаследованный от другого своего любимого наставника, отца: лучше дать на один хороший концерт меньше, чем на один плохой больше.