Вяльцева Анастасия Дмитриевна

Vyalceva Anastasiya

13.03.1871 – 18.02.1913
Вяльцева Анастасия Дмитриевна
Анастасия Вяльцева, русская певица (меццо-сопрано), исполнительница цыганских романсов, артистка оперетты, родилась 13 марта 1871 года в бедной простой семье.
С восьми лет в Киеве работала ученицей в мастерской дамского платья, помощницей горничной в гостинице. С тринадцати лет – статистка в балетной труппе, с шестнадцати – хористка в опереточной антрепризе. В 1897 году в московском «Эрмитаже» уже исполняла ведущие партии в «Периколе», «Малабарской вдове», «Прекрасной Елене».
После успешного выступления с сольной программой романсов (1897) начала концертировать. Первая большая поездка (Орел, Курск, Киев, Харьков, Баку, Тифлис, Ростов-на-Дону) состоялась в 1902 году. Гастроли стали ежегодными. Анастасия Вяльцева объехала всю страну, на концертах бисировала, не жалея себя. Пела в операх «Кармен», «Самсон и Далила», «Миньон», поставленных для нее в петербургском «Буффе», но звание «несравненной» принесли ей романсы.
Она создала собственный «вяльцевский» репертуар, исполняя романсы и песни своего постоянного аккомпаниатора А. Таскина и других малоизвестных авторов: Н. Зубова (автор вяльцевского шлягера «Под чарующей лаской твоею», «Опьянела»), М. Штейнберга («Гайда тройка», «Я вас ждала»).
Сияющая улыбка, густой, оригинальный тембр голоса, таивший, по словам современника, «странный наркотический аромат», утверждали радость жизни, забвение горестей и мучительных проблем. Великолепная фразировка, точная интонация, яркая индивидуальность певицы обеспечивали успех непритязательным в поэтическом и музыкальном отношении песням: «Тебя не вырвут у меня», «Дай, милый друг, на счастье руку», «Ах, да пускай свет осуждает» и другие.
Анастасия Вяльцева гордилась, что она, крестьянка по происхождению, стала эталоном женственности, изящества, кумиром аристократических салонов, желанной гостьей избранных артистических кругов.
Умерла певица (5)18 февраля 1913 года в расцвете сил от болезни крови. Искусство Вяльцевой нашло своеобразное продолжение в творчестве Александра Вертинского.