Немецкий шпион в американском оркестре
Он первым в России исполнил «Кольцо нибелунга» Вагнера и был постоянным исполнителем его же «Парсифаля» на Байройтском фестивале, сделал одни из самых первых в 20 веке грамзаписей этих опер. Но в историю музыки Карл Мук вошел еще и как шпион, отказавшийся играть в Америке гимн США во время Первой мировой войны.
Как ни парадоксально, он не имел дирижерского образования. Он обучался как пианист у известного педагога Карла Рейнеке, у которого учились также Григ, Брух, Чюрленис, Яначек, Альбенис и другие великие композиторы. К 20 годам Карл Мук — дипломированный доктор филологии, выпускник Гейдельбергского и Лейпцигского университетов. Но, закончив их, выбирает музыкальный театр, работая капельмейстером в городах Австрии, Германии, Чехии, Швейцарии, накопив при этом огромный опыт дирижирования.
Именно с труппой Пражского оперного театра он побывал в России, впервые поставив вагнеровскую тетралогию в Петербурге и Москве. Полным признанием маэстро на родине стало его приглашение в Берлинскую Придворную оперу, которую он позже и возглавил. За 20 лет работы в столице он ставит там более сотни спектаклей — кроме своего любимого Вагнера, еще произведения д’Альбера, Гуммеля, Лорцинга, Штрауса, Рубинштейна, Леонкавалло и других. Не прошли мимо него и организаторы Байройтского фестиваля, ежегодно приглашая Карла Мука продирижировать там его коронным номером вагнеровским «Парсифалем». За первые 30 сезонов прошлого века, правда, с перерывом на войну, он изменил этой традиции лишь два раза — с «Лоэнгрином» и «Мейстерзингерами», а прервал ее только после смерти сына композитора, Зигфрида, своего близкого друга.
Параллельно маэстро активно сотрудничает с лондонским «Ковент-Гарденом», Венским филармоническим, симфоническим оркестром Бостона, которые наперебой приглашают его к себе. В итоге он выбирает Америку увы, «на свою голову». Лучший и по сей день коллектив США, во главе которого всегда были самые знаменитые дирижеры Никиш, Монте, Кусевицкий, Мюнш, Озава, Ливайн и сейчас Нельсонс, дважды подписывает с ним контракт, чего не было ни с кем из них. Но, как говорится, «нельзя войти в одну и ту же реку второй раз».
В 1918 году, в разгар Первой мировой войны и ультра-патриотических настроений среди ее участников, Мук подвергается аресту в США, якобы за отказ исполнять на концертах американский гимн, и в результате выдворяется на родину с клеймом «немецкого шпиона». Прямо, как наш Владимир Ленин, только не в пломбированном вагоне, а на корабле. Кстати, в сходную ситуацию попадет во время следующей мировой войны композитор Стравинский, неудачно обработавший в Нью-Йорке главную песню Америки «Звездное знамя», но он отделается только легким испугом.
Вернувшись в Германию, которую вместо его друга и ровесника кайзера Вильгельма вскоре возглавит Гитлер, Карл Мук руководит оркестром Гамбурга, одну из площадей которого фашисты, придя к власти, в знак благодарности назовут его именем, и делает уникальные записи фрагментов из опер Вагнера, ставшие бесценным зафиксированным образцом его дирижерского дарования. Эта пластинка вышла у нас на фирме «Мелодия» в 1980 году, а в 1997-м гамбургскую площадь перед концертным залом Musikhalle переименуют вновь, в честь Иоганнеса Брамса, уроженца этого города и к столетию со дня его смерти.
Карл Мук скончался в марте 1940-го, в Штутгарте, возрасте 81 года.
Текст: Анатолий Лысенков.