Берглунд Пааво

14.04.1929 – 25.01.2012

Дирижер-левша, «подковавший» Сибелиуса

Один из первых дирижеров Скандинавии, получивших мировое признание — финн Пааво Берглунд.
Он родился в Хельсинки в семье, не связанной с музыкой, но с детства играл на скрипке, изготовленной его дядей, держа смычок в левой руке, будучи от рождения левшой. Детские военные годы провел на даче у бабушки, работая на заводе. С 15 лет выступает в ресторанах, попутно обучаясь в Академии имени Сибелиуса. Окончив ее в 1949 году, поступает концертмейстером в оркестр Финского радио и одновременно руководит собственным камерным коллективом.
Желание стать дирижером возникает у него после того, как на гастроли в Финляндию приезжает Венский филармонический оркестр под управлением Фуртвенглера. Под впечатлением от его выступлений Берглунд едет в Вену и Зальцбург, чтобы повысить свое музыкальное образование и проникнуться музыкальной культурой Австрии. Вернувшись домой, с 1956 года становится ассистентом дирижёра, а в 1962–1971 годах — руководителем оркестра Финского радио. Талантливого маэстро замечают в Европе и приглашают руководить Борнмутским, Хельсинкским, Стокгольмским и Датским симфоническими оркестрами.
Он страстно пропагандирует музыку своей родины, в первую очередь ее классика Сибелиуса — изучает его партитуры, исправляет в них различные ошибки и опечатки, вносит туда собственноручные пометки, делает новые оркестровые редакции. В середине 50-х дирижер посещает своего кумира в имении Айнола, но общения между 25-летним юношей и 90-летним стариком, увы, не получилось. Тем не менее он тратит все силы на популяризацию его наследия, записывает все симфонии финского автора, причем трижды — с различными оркестрами, а также другие произведения, включая одно из самых значимых — поэму Куллерво.
Кроме того, он записал все симфонии Брамса, Нильсена, многие сочинения Грига, Сметаны, Бриттена и других композиторов. Берглунд гастролировал по всему миру, в том числе в СССР и России, часто исполняя русскую музыку — Чайковского, Прокофьева, Шостаковича. В программу своего последнего концерта, состоявшегося в парижском зале Плейель незадолго до смерти, он включил одно из самых значительных творений любимого им Сибелиуса — Четвёртую симфонию.
Текст: Анатолий Лысенков