Клаудио Аррау: пианист, отказавшийся играть Баха
Чилийский пианист Клаудио Аррау охватил своим творчеством практически весь прошлый век. На протяжении большей части карьеры артист давал свыше ста концертов в год.
К имени артиста, исходя из испанских корней его предков, нужно по традиции добавить вторую фамилию по матери — Леон. Женщина родила единственного сына в позднем возрасте, но успела сделать для него главное. Она стала первым учителем по фортепиано и укрепила отпрыска в мысли, что быть пианистом — призвание на всю жизнь. Дебютное публичное выступление пятилетнего вундеркинда в родном городишке Чильян состоялось, благодаря стараниям мадам Аррау, к тому моменту уже вдовы. Вскоре женщина устраивает концерт Клаудио в Сантьяго в присутствии членов правительства. Мальчик держится на сцене уверенно. Он чётко осознаёт, что необычайно талантлив — ведь так считает мама. «Экзаменаторы» под впечатлением от мастерства чудо-ребёнка. Довольно скоро Клаудио получает грант и отправляется на учёбу в Германию.
По окончании консерватории Штерна в Берлине пианист совершает масштабный гастрольный тур по Европе. В начале 20-х годов он лишь на несколько месяцев наведывается в Чили, а возвращается на родину спустя два десятилетия. Открыв в Сантьяго музыкальную школу, Аррау окончательно определяется с местом жительства. Перед Второй мировой войной вместе с семьёй он оседает в США и затем получает гражданство. Чилийская публика смогла увидеть живьем своё национальное достояние без малого через полвека. Визит эпохальный, ведь Аррау ранее говорил, что никогда не появится в Чили при режиме Пиночета.
Противоречия в творчестве стали фирменным стилем гения. Он менялся на протяжении всего творческого пути. В молодости Аррау «грешил» излишней виртуозностью, а в поздний период, наоборот, «вытягивал жилы» у слушателей нарочито медленными темпами. В раннем детстве выучил всего клавирного Баха, а на пике популярности отказался от исполнения его сочинений. Артист утверждал, что на современном рояле невозможно передать аутентичное звучание музыки великого немца. Выступление Аррау в Москве в 1929 году стало квазиисторическим. Во-первых, пианист никогда ранее не играл в нашей стране, а во-вторых, исполнение двух прелюдий и фуг из «Хорошо темперированного клавира» Баха, как выяснилось совсем скоро, оказалось одним из последних в карьере музыканта. Представленная тогда программа выглядела подчёркнуто «пёстрой»: Шопен соседствовал со Стравинским, Балакиревым и Дебюсси. Второй приезд маэстро в СССР произошёл почти через полвека. Для концерта он выбрал лишь двух авторов: Брамса и Бетховена, любимых ещё со студенческих времён. Играл их так, что вошёл в число лучших интерпретаторов немецких гениев и стал легендой для потомков.
Текст: Ирина Столярова