Композитор новых миров Эдгар Варез «Пророк звука», «небоскрёбный мистик», электронщик-первооткрыватель, «адепт» терменвокса – всё это о композиторе Эдгаре Варезе.
Тонкое восприятие музыки Дебюсси легло в основу многих экспериментов Вареза. Композитор часто цитирует фразу своего кумира-импрессиониста: «Правила не могут создать произведение искусства».
Варез одним из первых начал менять тембры и подстраивать инструменты во время концерта. Так он искал принципы новой музыки. В ней физические характеристики звука важны не меньше, чем мелодия и гармония.
В годы Первой мировой войны Варез переезжает в США, создаёт Новый симфонический оркестр. Коллектив исполняет музыку только современных европейских композиторов – Дебюсси, Бартока, Стравинского. Параллельно Эдгар Варез экспериментирует и пытается переосмыслить понятие «музыкальность». Первым шагом на пути открытий стала композиция Hyperprism (1923). В ней композитор не только использует много перкуссионных инструментов, но и устройства, искажающие голос.
Варез не оставил без внимания звучание нового инструмента – терменвокса. Музыкант активно использует его в своих новаторских сочинениях. В США Варез активно сотрудничает с создателем инструмента, Львом Терменом. Его возвращение в СССР стало ударом для Эдгара, потому что он не только занимался популяризацией звуковой новинки, но и планировал создать новый музыкальный инструмент, основанный на принципах работы терменвокса.
Период кризиса, забвения и депрессии в жизни Эдгара Вареза приходится на годы Второй мировой войны. Однако после её окончания у потрясённых от горя слушателях музыка Вареза находит отклик и становится востребованной. Вместе с тем активно совершенствуется электроника. На склоне лет, Варез соглашается работать в студии экспериментальной электронной музыки RTF, где уже обосновался Пьер Шеффер. Варез пишет одно из самых известных электронных произведений того времени – «Deserts». Критики осуждают это сочинение, но сообщество композиторов-авангардистов и почитатели его таланта поддержали автора.
В 1950-х годах к Варезу приходит настоящий успех. Его сочинения звучат на многих площадках, он читает лекции в крупнейших университетах мира. Настоящим триумфом композитора стало участие во Всемирной выставке в Брюсселе «Expo'58». По задумке Яниса Ксенакиса, павильон компании «Philips» должен был представить не только архитектуру и иллюминацию, но и «музыкальное оформление». Так появляется «Poème Électronique». Это произведение услышали миллионы посетителей выставки. Через несколько лет Эдгар Варез умирает от осложнений после бронхита.