«Золотое сопрано» Большого Театра
«Пение артиста и создаваемый им сценический образ должны быть едины и внутренне оправданны». Этого творческого принципа Ксения Георгиевна Держинская придерживалась всю свою жизнь. Она родилась в Киеве, с детства обладала хорошими музыкальными способностями и мечтала стать артисткой. В 1911 году на нее обращает внимание Сергей Рахманинов. Он прослушивает девушку и предлагает ей спеть в своем авторском концерте, ставшем ее творческим дебютом. Особенно композитору понравилось исполнение Держинской его романса «Отрывок из Мюссе».
Получив столь значимую поддержку, Ксения продолжает совершенствоваться, берёт частные уроки в Берлине и Санкт-Петербурге, и уже через несколько лет, в 1915 году, поступает в Большой театр, где работает до 1948 года, исполнив там за 30 с лишним лет 25 партий в 1044 оперных спектаклях. Красивый и выразительный голос — драматическое сопрано, глубина и искренность исполнения, умение полностью погружаться в характер своих героинь сразу же ставят Держинскую в один ряд с ведущими солистами знаменитой московской труппы — Собиновым, Шаляпиным, Неждановой. Ксении Георгиевне доверяют главные партии текущего репертуара. Особенно близки ее дарованию женские образы из русских опер — Глинки, Чайковского, Бородина.
В феврале 1917 года Шаляпин приглашает ее на роль Елизаветы в опере Верди «Дон Карлос», в которой сам выступает не только как певец, но и как режиссер. Единственное зарубежное выступление Ксении Георгиевны в 1926 году на сцене парижской «Гранд-Опера» в партии Февронии из «Сказания о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова приносит ей и международное признание.
Исполнительское искусство Держинской и ее неповоримый внешний облик не раз привлекали к се6е внимание художников. Два портрета певицы принадлежат Михаилу Нестерову. «У вас счастливо совпадает такая приятная внешность с чудесным тембром, фразировкой, с вашим искренним, „пережитым“ чувством, — писал он ей. — Такое сочетание даров Божьих дает эффект, коим вы так легко покоряете слушателей». Завершив сценическую карьеру в конце 40-х годов, Держинская не уходит на покой. Она преподает в Московской консерватории, пишет статьи о музыке, воспоминания о своих современниках. Умерла Ксения Георгиевна в 1951 году и похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Текст: Анатолий Лысенков