
«Виолончель — это голос, который может петь, шептать и даже смеяться», — убеждён Стивен Иссерлис. Родился британский виолончелист в музыкальной семье (его дед — пианист Юлиус Иссерлис — учился в Московской консерватории), но путь в музыке Стивен начал не сразу — в детстве мечтал стать археологом, пока звуки виолончели не перевернули его мир.
Образование получил в Международной школе музыки в Лондоне и в Оксфорде. Его карьера — это диалог эпох: от барочных сюит на исторических инструментах до премьер современных сочинений. Особую известность получили интерпретации Бриттена и Шостаковича, где техническая виртуозность сочетается с пронзительной эмоциональностью.
Как солист Иссерлис сотрудничает с ведущими оркестрами — от Берлинского филармонического до Лондонского симфонического. Но сердце его репертуара — камерная музыка. Основанный им ансамбль «Иссерлис и друзья» стал лабораторией неожиданных программ: от Бетховена до Куртага.
«Дети чувствуют музыку чище взрослых», — считает виолончелист. Эту веру он воплощает в книжках-сказках о Бахе и Генделе, которые сам иллюстрирует, и в концертах для юной аудитории, где с неподражаемым юмором рассказывает истории о композиторах — например, как Гендель «размахивал париком» в порыве вдохновения, а Бетховен «швырял тушёное мясо» в нерадивых поваров. Концерты Иссерлиса — это всегда диалог, который превращает академические программы в увлекательные музыкальные путешествия.
Один из проектов Иссерлиса — запись всех сюит Баха на виолончели Страдивари («Маркиз де Корберон» 1730 года) — проект, который музыкант называет «разговором с вечностью». Второй любимый инструмент Стивена — виолончель 1741 года работы Гваданьини.