Скрипач Валерий Климов. Последний из могикан
Потрясающий скрипач второй половины XX века Валерий Климов ковал славу советского исполнительского искусства за рубежом в течение нескольких десятилетий. Но незадолго до распада СССР артист покинул страну и переехал в небольшой немецкий городок Саарбрюккен, чтобы заняться преподавательской деятельностью. Как оказалось, мосты были сожжены — народный артист Советского Союза на родину так и не вернулся. Валерию Александровичу сейчас 89 лет, последнюю треть из них он провёл размеренно и спокойно. Но трудно забыть полные ярких и драматических событий детство, юность и зрелость музыканта. Он пережил войну, кораблекрушение, смерть брата и оглушительную победу на Первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.
Валерию Климову было предначертано стать гениальным скрипачом. Его природный талант не мог пойти на самотёк — рядом с мальчиком всегда находился отец — дирижёр и педагог. Он определил паренька в школу для одарённых детей в Одессе. Карьера юного скрипача и дальше развивалась бы по всем каноном жанра, но началась война. Во время эвакуации из Киева происходит кораблекрушение и первая трагедия в жизни Валеры — в холодной воде погибает его младший брат. Десятилетний подросток не утонул в водовороте невзгод благодаря Климову-старшему. В 1944 году семья возвращается в Одессу и обучение на скрипке продолжается. Потом была Киевская консерватория и знакомство в Москве с Давидом Ойстрахом. Маэстро перевёл Климова к себе в класс в Московскую консерваторию. В таких случаях принято говорить о судьбоносных встречах, определяющих дальнейшую карьеру начинающих музыкантов. Про везение в случае с Климовым говорить не приходится. Формула успеха проста: великий мастер нашёл будущего великого скрипача.
Выступление Климова в 1958 году на Конкурсе имени Чайковского произвело фурор. Когда Валерий отыграл свою программу, бесстрастные члены жюри не сдержали эмоции и разразились аплодисментами. По итогам тайного голосования объявили беспрецедентный результат: все 25 музыкальных «судей», самые известные скрипачи из разных стран мира, поставили Валерию Климову по 25 баллов из 25 возможных.
Карьера артиста пошла в гору. Климова, правда, и в студенческие годы выпускали за рубеж на конкурсы, где он выступал со знаменитыми симфоническими оркестрами. Начиная с конца 50-х годов артист нарасхват — его гастроли проходят в Европе, Америке, Японии, Австралии. Климову рукоплещет изысканная публика Карнеги-холла, Альберт-холла, Мюзикферайна, Берлинской филармонии, Гевандхауса… Но его домом тогда была Москва. Здесь он репетировал и играл в течение четверти века с любимым коллективом — Государственным академическим симфоническим оркестром СССР (ныне Госоркестр имени Светланова). Творческая дружба Валерия Климова и Евгения Светланова оставила поклонникам классики уникальное наследие. Концерт для скрипки с оркестром Хачатуряна в их исполнении — бесспорный шедевр.
Но архивы сохранили настоящий раритет — Сонату № 6 для скрипки и фортепиано Ми мажор Генделя играет скрипач Климов и пианист… Светланов. В том же составе записана и Соната для скрипки и фортепиано Ля мажор Франка. Слушая двух выдающихся мастеров, невольно вспоминаются пушкинские строчки:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой…
Светланов и Климов — представители одного поколения. Они были ценными музыкальными кадрами, на пике карьеры обласканы властью, получили по заслугам звания и регалии. Но насколько разными оказались судьбы двух выдающихся мастеров после распада страны, воспитавшей и взрастившей их музыкальные способности. Из-за частых отлучек за границу Светланов упустил нити игры в Госоркестре и в итоге лишился не только коллектива, но и здоровья.
Климов выбирает другой сценарий. С 1989 года маэстро работает в Высшей школе музыки в Саарбрюккене. Валерия Александровича с нетерпением ждали и в Мюнхене. Но он, на удивление многих, сделал выбор в пользу городка на границе с Францией с населением примерно в 200 тысяч человек, что меньше, чем, например, в отдельно взятом спальном районе Москвы. Инициативу немцев понять можно: услышав однажды как звучит скрипка Климова в Трио для фортепиано, скрипки и валторны Ми-бемоль мажор Брамса или же Русском танце из «Петрушки» Стравинского, испытываешь магическое притяжение к его бесценному таланту.
Московская консерватория, где Климов преподавал почти четверть века, потеряла прекрасного специалиста. Но никто не сможет отнять у отечественного скрипичного искусства его легенду, последнего из могикан — Владимира Александровича Климова.