Яков Израилевич Зак: умный и тонкий художник «Совершенно бесспорно, что он представляет собой крупнейшую музыкальную величину», — так писали в 1937 году о двадцатичетырёхлетнем Якове Заке.
Окончив Одесскую консерваторию, Зак поступил в аспирантуру к Генриху Нейгаузу. Во время болезни педагога занимался у Константина Игумнова. Успех к молодому пианисту пришел на Третьем конкурсе Шопена в Варшаве, когда после выступления Заку аплодировали все члены жюри. Победа на том состязании сразу сделала пианиста известным в музыкальном мире. Он начал концертировать, его имя стало регулярно появляться на страницах газет.
Испытание славой Яков Зак выдержал с достоинством, сумев до конца жизни сохранить неповторимый «интеллектуальный» стиль игры, который восхищал и восхищает не одно поколение музыкантов. Репертуар Зака был необычайно широк. Помимо классиков и романтиков, Яков Израилевич очень любил исполнять современную ему советскую музыку. На его концертах очень часто можно было услышать Прокофьева «Мимолетности», «Сарказмы», Второй и третий концерты, некоторые сонаты. Очень часто Зак становился первым исполнителем сочинений таких композиторов, как Кабалевский, Шамо, Чулаки, Белый, Коваль, Левитин… А однажды пианист дал концерт, программа которого полностью состояла из советской музыки.