«Почти не бывало случая, чтобы, придя ко мне, Анна Андреевна не попросила музыки», — так говорил о поэтессе её друг, театровед Виталий Виленкин. Классика, современники — Прокофьев и Стравинский — она любила всё. А вот исполнять должен был, как правило, Рихтер.
О том, как музыка пришла в жизнь Анны Ахматовой, известно из её автобиографических заметок. Поэтесса вспоминает, что в детстве она пела французские песенки, а её отец, отставной морской инженер, часто брал её с собой в Кировский (ныне Мариинский) театр. Однако, такую любовь Анны Андреевны не разделял её муж, поэт Николай Гумилёв. В шуточной манере, а как известно из поговорки, доля правды там была, он постоянно говорил о превосходстве поэзии над музыкой.
Но, с другой стороны, на Ахматову продолжало влиять её окружение, состоящее во многом из композиторов. Она общалась с Владимиром Дешевом, Иван Ершовом и Юрием Шапориным. Но важнейшим знакомством в её жизни была встреча с Дмитрием Шостаковичем. Его «Ленинградская» симфония упоминается в «Поэме без героя», а позднее поэтесса посвящает композитору стихотворение «Музыка».
Музыка
Д.Д.Ш.
В ней что-то чудотворное горит,
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
И на глазах её края гранятся.
Она одна со мною говорит,
Когда другие подойти боятся.
Когда последний друг отвёл глаза,
Она была со мной одна в могиле
И пела словно первая гроза
Иль будто все цветы заговорили.
С каждым годом музыка оказывала всё большее влияние на Ахматову. Сочинения её последних лет чаще связаны с конкретными музыкальными произведениями. Так, по воспоминаниям Виленкина, стихотворение «Отрывок» поэтесса написала во время прослушивания у него на квартире «Юморески» Шумана. Найдя своё место в начале жизни Анны Андреевны, музыка прошла с ней весь непростой творчески и жизненный путь.