Счастливые мгновения с Гарри Гродбергом
Бестселлер отечественного кинематографа «Семнадцать мгновений весны», впервые показанный по телевизору почти полвека назад, продолжает собирать огромную аудиторию. Сериал оказался не просто хорошим фильмом о войне, но и лентой с философским подтекстом. Вечные гуманные ценности — нравственность, справедливость, порядочность, сострадание к ближнему — подавались публике в формате информации к размышлению. Как ни удивительно это звучит, но после просмотра сериала народ потянулся… в филармонии, чтобы послушать орган. Зрители, восхищенные цельностью образа пастора Шлага в исполнении Ростислава Плятта, приходили на концерты ради того, чтобы приобщиться к музыкальным шедеврам, с надеждой встретить на сцене человека высокой духовной культуры.
Им оказался органист Гарри Гродберг. Его выступления в годы брежневского застоя пользовались бешеным успехом. Принятый на работу в Московскую филармонию в 1955 году, никому неизвестный молодой артист, фанатично преданный старинной музыке, смог обернуть в свою веру огромное число людей. Для многих из них, прежде далеких от серьёзных, с религиозным подтекстом произведений, входным билетом в мир классического искусства стали концерты Гродберга. За долгие годы профессиональной деятельности Гарри Яковлевич переиграл сочинения композиторов разных эпох, объединяя их в монументальные программные циклы. Бах был его визитной карточкой, а Токката и фуга ре минор — самым счастливым для музыканта мгновением единения с органом.
Перед артистом с феноменальной техникой рук и ног, которые тоже участвуют в извлечении звука, открылись двери величественных храмов многих стран мира и лучших концертных залов. Гродберг стал энтузиастом отечественного органного Ренессанса. При непосредственном участии музыканта в 1959 году появился большой орган «Ригер-Клосс» в Концертном зале имени Чайковского. Инициатором реконструкции этого «короля инструментов» в 70-е годы стал тоже Гродберг.
И как тут не вспомнить, что практически в эти же годы на телеэкране Штирлиц шёл на встречу с пастором Шлагом в церковь, где застал своего агента за настройкой органа. Съемки этой сцены проходили в лютеранском соборе Креста в Риге. Однако в романе Юлиана Семёнова о соборе не упоминается, в диалогах Штирлица и пастора речь идёт о доме. Появление в кадре кирхи начала 20 века с органом, строительство которого шло десятилетия и прерывалось до 1943 года из-за войны, полностью «на совести» съёмочной группы, в которой, возможно, были поклонники творчества Гарри Гродберга.
Текст: Ирина Столярова
Первый русский интерпретатор Баха «Первый русский интерпретатор Баха» — так называли выдающегося российского органиста Гарри Яковлевича Гродберга.
Гарри Гродберг уроженец литовского города Клайпеда. Мальчик рос в семье еврейского портного, или как сказали бы сейчас «модельера дамской одежды». Клайпеда, Каунас, после эвакуации в Намангане — музыкальная школа в Вильнюсе и, наконец, Московская консерватория. Здесь учителями Гродберга были выдающиеся мастера, основатели отечественных исполнительских школ пианист Александр Гольденвейзер и органист Александр Гедике.
В 1955 году выпускник консерватории Гарри Гродберг дает свой первый сольный концерт и по рекомендации Святослава Рихтера становится солистом Московской филармонии. В этой должности он проработает 61 год (!), исполняя не только органную музыку 4 столетий, но и произведения симфонического и ораториального жанров с участием органа. С огромным успехом проходили и его камерные вечера, где он аккомпанирует Мстиславу Ростроповичу и Олегу Кагану, Ивану Козловскому, Ирине Архиповой и Тамаре Синявской.
Основу репертуара Гарри Гродберга составляли произведения Иоганна Себастьяна Баха, от отдельных номеров в концертных программах до масштабных монографических циклов, включающих все органное наследие композитора. Обращался он и к творчеству представителей других эпох — Моцарта, Листа, Мендельсона, Франка… вплоть до сочинений своих современников. Так, например, Гродберг стал первым исполнителем органных произведений Микаэла Таривердиева — концерта «Кассандра» и симфонии «Чернобыль». Уже на заре своей профессиональной карьеры Гарри Гродберг снискал славу неутомимого и квалифицированного эксперта в области отечественного органостроительства.
За годы его работы в Органном совете при Министерстве культуры СССР, количество органов в стране выросло в десятки раз. Последним его «органным детищем» в 1991 году стал орган Тверской филармонии и учрежденный здесь Гродбергом ежегодный баховский фестиваль. За что сам Гарри Яковлевич был удостоен Почетных знаков «Крест Св. Михаила Тверского» и «За заслуги перед городом», а также звания Почетного гражданина города Тверь. Традиции тверского баховского фестиваля были продолжены Гродбергом и в Калининграде, где с 2000 года проходит фестиваль «Бахослужение». При непосредственном участии Гарри Гродберга прошло открытие концертных органов в Самаре (2001 год) и на его родине — в Клайпеде (2013 год).
Творческое наследие Гродберга запечатлено известными фирмами грамзаписи России, Америки и Германии. В 1987 году тираж грампластинок фирмы «Мелодия» достиг рекордной для органиста цифры — 1500000 экземпляров. Гродберг стал первым из российских органистов, которому присвоили звание почетного члена Баховского и Генделевского обществ в Германии, он входил также в состав жюри Международного Баховского конкурса в Лейпциге.