Французский композитор Луи Дюрей. Музыкальный барометр 20 века
Уроженец Парижа, композитор Луи Дюрей в начале 20-х годов прошлого века был одним из членов знаменитой «Французской Шестёрки». Его музыкальные таланты оказались значительно скромнее, чем у остальных участников объединения. Он понимал свою профессиональную уязвимость перед коллегами и решил прославиться на общественно-политическом поприще. Веру в коммунистические идеалы воплотил в сочинениях на стихи Мао Цзэдуна и Хо Ши Мина.
Музыкальные жанры, связанные с поэтическим словом, близки Дюрею с самого начала композиторской карьеры. В преддверии Первой мировой войны Луи живет в прошлом: сочиняет хоры на тексты баллад Шарля Орлеанского, ищет себя в символизме Поля Верлена и духовной лирике Рабиндраната Тагора. Выпускник Schola Cantorum (частная консерватория в Париже) реализует на практике полученные знания по сольфеджио, гармонии, контрапункту, а также навыки игры на фортепиано, но дипломные экзамены не сдает. Веру в творческие способности он обретает после встречи с Эриком Сати и на долгие годы попадает под влияние эксцентричного коллеги. Увидев спектакль «Парад» с музыкой своего кумира, маленького роста Дюрей пытается «прыгнуть выше головы» и создаёт фортепианную сюиту «Цирковое представление». Она страдает неприкрытым подражательством гениальному оригиналу.
К 30-ти годом Дюрей уже «переболел» музыкой Дебюсси, Равеля, Шёнберга и Стравинского. Он откликается на предложение Сати вместе играть на концертах «передовые» по стилю сочинения, но им нужны единомышленники. Так рождается знаменитая «Шестерка», в которой Луи Дюрер идёт под номером один.
о он же первым покидает кружок единомышленников. У него начинается творческий кризис. Умирает Эрик Сати, и Дюрей уезжает из шумного Парижа, где музыкальную моду определяют его бывшие коллеги по «Шестёрке». В тихом, еще не фешенебельном курорте Сан-Тропе он напишет свою единственную оперу- «Случайность». В начале 30-х годов у него появляется новая муза — это общественно-политическая деятельность. Дюрей вступает в Компартию. Он во второй раз в жизни стоит у истоков новой организации оппозиционного толка — Народной музыкальной федерация. На заре 40-х много ездит по стране, создаёт рабочие певческие коллективы и дирижирует ими.
После окончания Второй мировой войны хоровое творчество становится для композитора главным. Он хочет быть услышанным и напишет две кантаты на стихи Маяковского. Но более громко заявит о себе в начале 50-х, когда станет участником исторической встречи «Французской Шестёрки». Событие приурочили к 30-летию с момента образования группы. Вне зависимости от музыкальных заслуг на общем юбилейном фото Дюрей стоит в одном ряду с бывшими друзьями и единомышленниками: Мийо, Ориком, Онеггером, Тайфер и Пуленком.