Юргенсон Пётр Иванович
17.07.1836 – 02.01.1904
- Россия
Пётр Иванович Юргенсон родился 17 июля 1836 года в Ревеле, нынешнем Таллине — столице Эстонии. Семья будущего издателя была небогата. Отец, эстонец по происхождению, работал шкипером рыбачьего судна, подорвал здоровье и рано умер. Мать, датчанка и строгая пуританка, в одиночку содержала пятерых детей. Поступив в местное городское училище, мальчик быстро пристрастился к чтению. Однако чтение любых книг, кроме Библии, противоречило религиозным убеждениям матери, поэтому литературу «не божественного» содержания маленький Пётр держал тайком на чердаке, зарабатывая деньги на абонемент в библиотеку ношением воды и исполнением мелких поручений для соседей.
В возрасте четырнадцати лет юношу отправляют в Петербург на попечение старшего брата Иосифа, который в то время значится старшим приказчиком в музыкальной торговле Бернарда. В столице Пётр учится гравёрному делу. Но это занятие не по душе молодому человеку — достигнув степени мастера, он забрасывает профессию навсегда. Около четырёх лет Пётр Юргенсон служит приказчиком в музыкальных магазинах Стелловского и Битнера, а затем получает место управляющего в музыкальной торговле Шильдбах в Москве. Через два года фирма прекращает существование и молодой человек остаётся без работы.
Двадцатипятилетний Пётр Юргенсон решается на смелый шаг: располагая скромными финансовыми возможностями, он задумывает открыть музыкальное предприятие. Своей задачей Пётр Иванович видит не только заработок, но и пропаганду в России музыкального просвещения. Момент выбран удачный: на фоне общественного подъёма 1860-х и интереса к музыкальной культуре, первые же нотные издания фирмы — «гавот» Баха, сочинения Вебера и других классиков, — привлекают внимание творческого сообщества. Немалую поддержку начинающему коммерсанту оказывает композитор и основатель Русского музыкального общества Николай Григорьевич Рубинштейн. Он помогает выбирать и редактировать произведения, а также размещает в издательстве заказы общества, что способствует быстрому продвижению дела.
Уже через год Пётр Юргенсон выпускает первое и единственное в то время в Европе Полное Собрание фортепианных сочинений Мендельсона-Бартольди, а вскоре открывает первый нотный магазин в бывшем доме ресторана «Яр» на Кузнецком мосту. В стране тогда почти не было русских нотных гравёров и металлографов, поэтому первых мастеров приходится выписывать из Германии. Однако Пётр Иванович организует обучение для мальчиков, поступающих к нему на производство; нанимает он также и женщин. Вскоре в издательстве формируется собственный штат специалистов, что позволяет экономить на приглашении зарубежных работников.
Не имея даже начального музыкального образования, Юргенсон легко и быстро входит в музыкальные круги, заводит полезные знакомства и деловые связи. Вскоре деятельный предприниматель занимает пост директора московского отделения Русского музыкального общества, которое располагается в старинных палатах дьяка Украинцева в Хохловском переулке. В 1867 году Юргенсон выкупает здание. Теперь в одной части усадьбы размещается современная нотная типография, а в другой — жилые помещения, куда издатель перевозит семью. Жена Петра Ивановича, Софья Ивановна, поддерживает тёплую атмосферу в доме, воспитывает четырёх детей, ведёт хозяйство и следит, чтобы никто из домочадцев не беспокоил хозяина по пустякам. Гораздо позже внук издателя, Пётр Борисович Юргенсон будет вспоминать: «Бабушка Софья Ивановна была очень просвещённая, умная и добрая женщина… До замужества она служила домашней учительницей, одно время в семье Льва Николаевича Толстого… До глубокой старости она живо интересовалась общественной и политической жизнью и ежедневно читала либеральные газеты…»
Зарабатывая продажей популярной музыки, фирма печатает малоприбыльные полные собрания классиков и менее известных талантов. Так, Пётр Иванович становится первым издателем большинства произведений Петра Ильича Чайковского, общение с которым впоследствии перерастает в тесную дружбу. Будучи горячим поклонником таланта композитора, Юргенсон идёт на риск и публикует партитуры симфонических опер, покупать которые могут только казённые театры в Москве и Петербурге. Чайковский отвечает признательностью: »…Нередко германские издатели обращаются ко мне с просьбой войти с ними в отношения и предлагают хорошую плату. Из принципа, из благодарности и дружбы, — я остаюсь верен Юргенсону». Пётр Ильич любит бывать у своего друга. В шумном доме Юргенсона композитору отдана в распоряжение небольшая пристройка из двух комнат. Чайковский пишет: «…я рад смертельно, что в милой Москве моей есть и будет на всю жизнь свой уголочек».
В 1878 году Юргенсон снижает стоимость своих изданий более чем вдвое и этим производит переворот в ценах на ноты по всей стране. Мелкие предприятия, не имеющие возможности понизить цены или не желающие этого, прекращают производство.
В тот период главную роль в процессе нотопечатания играют дорогостоящие металлические доски, на создание которых уходит много времени и усилий. Большой выбор досок расширяет репертуар и увеличивает прибыль издательства. Приобретая оборудование разорившихся нотопечатен, предприятие Юргенсона продолжает наращивать производственные мощности.
Фирма открывает отделение в Лейпциге, а также торговые представительства в Париже и Лондоне; налаживает торговые связи с Америкой, Мексикой, Аргентиной, Австралией и некоторыми другими странами.
Пётр Юргенсон стремится собрать и сохранить бесценный нотный фонд: собрание оригиналов своих изданий с автографами и правками композиторов. Впоследствии меценат передаст коллекцию Московской консерватории, а при своем музыкальном магазине откроет «Бесплатный кабинет для чтения музыкальных журналов».
К началу прошлого века нотное издательство Юргенсона выпустило произведения более 500 русских композиторов, среди которых сочинения Аренского, Ипполитова-Иванова, Симона, Глинки, Даргомыжского, Рубинштейна и других. В его каталоге насчитывалось 35 тысяч публикаций.
Петра Ивановича награждают орденом святой Анны третьей степени за «полезную деятельность на поприще отечественной промышленности…» и почётным правом ставить Государственный герб на свои печатные издания. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже ноты фирмы Юргенсона удостоены высших наград — Гран-при и «Золотой медали», а в Берлине Пётр Иванович получает орден Прусской Короны четвёртой степени.
Петра Ивановича Юргенсона не стало 2 января 1904 года после непродолжительной болезни. Современники отмечали простоту и щедрость издателя — в «работе» и «авансе» он не отказывал никогда. Многие молодые музыканты были обязаны меценату возможностью зарабатывать на жизнь и обучение. В своем завещании Пётр Иванович написал: «Я всей душой предавался служению этому делу, оно мне очень близко к сердцу было не только по выгоде, но как создание моё, приносящее пользу не только мне, но и очень многим».
Текст: Мария Белоусова