Он внёс огромный вклад в развитие музыки для ударных инструментов в нашей стране, сделал ее особой, самостоятельной областью исполнительского искусства.
Ударные инструменты, долгое время считавшиеся второстепенными в творчестве композиторов-классиков и романтиков, в ХХ веке начинают играть почти такую же ведущую роль в музыке, как традиционные струнные и духовые. Произошло это во многом благодаря появлению джаза, основанного на афро-американских ритмах. С середины прошлого столетия они уже полностью доминируют в мировой легкой и эстрадной музыке, а также проникают в академическую. Правда, в нашей стране, долго остававшейся за «железным занавесом», эти тенденции в значительной мере сдерживались, исходя из постулата, что джаз — буржуазное искусство, музыка богатых. Но после войны и наступления «оттепели» перемены проникли и в эту художественную сферу. Одним из первых, кто откликнулся на эти музыкальные «ветры перемен», стал Марк Пекарский.
Он начинал практически с нуля, так как в СССР еще не было ни соответствующего инструментария, ни специалистов. Поэтому его обучение проходило больше на практике, чем в теории. И хотя он окончил училище и институт им. Гнесиных, где готовили обычных оркестровых ударников, но главные азы профессии постигал сначала в самодеятельности — у частного педагога и во Дворце пионеров, а затем в оперно-симфоническом оркестре Гостелерадио и в различных ансамблях — этнических, фольклорных и других. Одно время он даже аккомпанировал знаменитой народной певице Зыкиной. Но тяга к самостоятельности в искусстве ведет его все дальше и отчасти реализуется в 1965 году в ансамбле «Мадригал» Андрея Волконского — первом в СССР коллективе, исполнявшем старинную музыку. Не стесненные рамками официальных запретов, музыканты могли здесь исполнять любые произведения далекого прошлого, в т. ч. и религиозные, что по советским понятиям было чистой крамолой. Но эмиграция их руководителя «князя Андрея Волконского» поставила перед Пекарским новую творческую задачу — что делать дальше? И вот в 1976 году он создает свой собственный коллектив только из музыкантов-ударников, тоже первый в стране, который существует до сих пор.
К сотрудничеству Пекарский привлекает ведущих советских композиторов-авангардистов — Шнитке, Денисова, Губайдулину и других, которые пишут специально для него и его ансамбля. Таких произведений сегодня насчитывается уже около 200. Он и сам активно сочиняет, делает переложения классической музыки для ударных инструментов, а также постоянно расширяет инструментарий своих подопечных, собирая и коллекционируя все, что способно издавать ударно-шумовые звуки — от простых отечественных рукомойников и сковородок до экзотических австралийских тарелочек и азиатских гонгов. Недаром одна из посвященных ему телепередач называется «Главный по тарелочкам». Сегодня его коллекция насчитывает сотни всевозможных предметов и представляет собой уникальное собрание, которое используется на выступлениях ансамбля. Пекарский в своих концертах не ограничивается просто исполнением музыки, но всячески обыгрывает, «театрализует» звучание отдельных инструментов, завораживая слушателей их необычным видом и тембром, а сам при этом выступает в роли своеобразного мага или чародея, воздействуя на публику чуть ли не гипнотически. Этому способствует и его загадочно-таинственный внешний вид с закинутым вокруг шеи шарфом, и остро-ироничные комментарии, сопровождающие исполнение. Таким образом, музыкант реализовал свою детскую мечту стать актером, которую вынашивал всю жизнь.
Новый этап в деятельности артиста начинается во время перестройки. С 1986 года Пека́рский регулярно выезжает за границу, где знакомится со своими иностранными коллегами-перкуссионистами, делится с ними своим огромным опытом и получает от них ответные знания и навыки. Растет его международная известность и признание. Он непременный участник многочисленных музыкальных фестивалей и конкурсов, автор различных учебных пособий и книг, посвященных музыке для ударных. Вершиной его творческой деятельности можно назвать создание в 1997 году собственного исполнительского класса в Московской консерватории. На новом факультете исторического и современного исполнительства Пекарский становится первым в стране профессором-ударником. Им подготовлены десятки талантливых учеников, которые сегодня продолжают дело мастера, играют в различных отечественных и иностранных оркестрах, а также выступают вместе с ним в его замечательном ансамбле ударных инструментов, существующем уже почти полвека.
Текст - Анатолий Лысенков.