Галина Борисова. Несвоевременная звезда Большого театра
Меломаны со стажем хорошо помнят исключительную по красоте голоса и внешности солистку Большого театра Галину Борисову. Её «служебный роман» с главной сценой страны, длинною в тридцать пять с лишним лет, был полон взлётов, творческих открытий, равно как и огорчений из-за нереализованных планов.
Отсутствие у певицы звания народной артистки СССР сбивает с толку современных поклонников вокала и не позволяет им внимательнее прислушаться к глубокому меццо-сопрано Галины Ильиничны. Впрочем, никто не виноват в том, что талантливая Борисова пришла в Большой театр в середине 60-х годов прошлого века, когда там воцарились на сцене сразу несколько звёздных Кармен.
Для Борисовой роль знойной и авантюрной цыганки из оперы Бизе — одна из любимых. Но в жизни Галина Ильинична человек скромный, интеллигентная москвичка, не склонная к интригам и закулисным боям за место под солнцем. Она родилась в 1941 году в семье ведущей солистки Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Стоит ли удивляться тому, что девочка без всяких колебаний избрала для себя профессию певицы. В желании оказаться в труппе Большого театра Борисова не была оригинальна.
Попала она в знаменитый на весь мир коллектив на редкость легко, будучи ещё студенткой Московской консерватории. Однако дорога к роли Кармен была непростой. Вокалистка прошла через ущемляющие самолюбие эпизодические роли. Галине приходилось находить мотивацию для партий, состоящих из нескольких реплик — «потоптать сцену», как говорили начинающие артисты Большого театра. Но судьба отблагодарила Борисову за терпение, подарив встречу с гениальным режиссёром Борисом Покровским. Он сделал из неё умопомрачительную Наину в премьерной постановке «Руслана и Людмилы» Глинки 1972 года. Через год мастер явил столичной публике Галину Борисову в роли Кармен. Артистка была в этой партии… неподражаемой. Галине чуть за тридцать. Её аристократическая статность сводит с ума публику. Артистка мастерски жонглирует чувствами теряющего рассудок от любви Хозе, играя «бесконечным» по диапазону голосом. Контральтовые звуки нижнего регистра певица не вываливает на слушателей как мешок картошки. Её меццо-сопрано прелестно в тембральной естественности. Возможно, кто-то из коллег воспринял ошеломляющий успех молодой вокалистки как вызов.
Борисова пытается расширить репертуар и амплуа. Ей удаётся стать великолепной камерной певицей, исполнительницей романсов и русских народных песен. Вокалистка за несколько минут, которые длится музыкальная миниатюра, умудряется прожить целую жизнь своей героини. Впрочем, кто слышал Борисову в песне Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова «Снаряжай скорей, матушка родимая…», сразу оценит драматический дар артистки. Передать голосом обнажённые чувства женщины с трагической судьбой Борисовой удается мастерски — она обрушивает на слушателя поток эмоций без всякого намёка на фальшивую экспрессию.
Галина Ильинична достигает музыкально-духовного совершенства и при записи пластинки с сочинениями Генделя и Баха. В конце 70-х годов публика еще не помешена на музыке барокко. Никто из тогдашних исполнителей не изощряется в тонкостях исполнения бесконечно красивых секвенций, не предлагает современному уху непривычный звук без вибрато, затевая игру с термином аутентичность… Борисова голосом живого человека, а не мумии, пролежавшей в склепе более двух веков, поёт знаменитую арию альта из «Страстей по Матфею» «Erbarme dich, mеin Gott» и от имени апостола Петра, трижды предавшего Христа, молится за всех нас…
Текст: Ирина Столярова