Репрессированный советский музыкант
Считается, что «Большой террор» 30-х — 40-х годов в СССР меньше затронул музыкантов, чем других деятелей культуры. Но и среди них были пострадавшие, один из которых советский композитор, пианист, педагог и музыковед Николай Сергеевич Жиляев.
Роковую роль в трагической судьбе Жиляева сыграла вовсе не его профессиональная деятельность, которая никак не выходила за рамки дозволенного и затрагивала лишь чисто художественные и музыкальные темы, совершенно не касавшиеся политики, а близкое знакомство с попавшим в государственную опалу маршалом Тухачевским, которому он в юности давал уроки музыки и продолжал общаться с ним в дальнейшем. Но, помимо этого, здесь проявилось еще одно важное обстоятельство, гораздо более фатальное — это та атмосфера страха и доносительства, которая царила в обществе, заставляя людей следить и шпионить друг за другом. Именно такой донос стал причиной ареста и гибели музыканта, хотя имя доносчика, как это часто бывало, пытались скрыть. Тем не менее он был хорошо известен карающим органам, и вскоре, как это тоже нередко случалось, разделил участь своей жертвы — тоже был расстрелян всего через несколько месяцев после нее. Так что справедливость, если о ней в данном случае можно говорить, все же восторжествовала.
Карьера Жиляева с самого начала складывалась очень успешно. Мальчик, родившийся в Курске, известном на всю Россию своими поющими соловьями, рано проявляет большие музыкальные способности. Когда ему исполняется 14 лет, мать -пианистка — везет его к знаменитому московскому профессору Танееву, ученику Чайковского, чтобы тот подготовил ее сына к поступлению в консерваторию. И это ему удается уже через 4 года занятий. Кроме того, талантливого юношу поддерживают и принимают во многих известных московских домах, куда его ввел педагог. Он бывает у писателя Толстого, мецената Морозова, певицы Лавровской, будущего военного Тухачевского, и даже дает уроки музыки членам их семей.
Чуть позже, уже закончив Московскую консерваторию по классу композиции Ипполитова-Иванова, он знакомится со Скрябиным и становится его ближайшим другом до самой кончины композитора. В эти же годы Жиляев пишет много музыки, в основном камерной, сотрудничает с различными журналами и газетами, освещая в своих статьях широчайших круг музыкальных тем и вопросов. Он также изучает несколько европейских языков, вступает в Лондонское географическое общество, совершает кругосветное путешествие, во время которого посещает в Бергене престарелого Грига незадолго до его смерти, а позже берет себе в честь него литературный псевдоним Пер Гюнт.
В 1916 году Жиляева призывают на фронт, и он участвует сначала в Первой мировой войне, а затем в Гражданской, во время которой служит библиографом при штабе своего бывшего ученика, а теперь командующего фронтом, Тухачевского, что позже не пройдет для него даром. После победы Красной армии он активно сотрудничает с новой революционной властью, работает в различных организациях и издательствах, в том числе в Музгизе, редактирует и публикует многие сочинения классиков и современных авторов, делает переложения их произведений. Его авторитет неуклонно растет, с ним советуются и консультируются многие известные музыканты, в частности, его ровесник Мясковский и молодой Шостакович, специально приезжающий к нему из Ленинграда.
В 1926 году Жиляева приглашают преподавать в Московскую консерваторию, где он ведет практически все музыкально-теоретические предметы — гармонию, полифонию, инструментовку, анализ форм, свободное сочинение, продолжая педагогические традиции своего учителя Танеева. На уроках он поражает студентов широтой кругозора и энциклопедическими знаниями в самых разных областях искусства. Среди его учеников представители многих музыкальных профессий — композиторы Голубев, Книппер, Хачатурян, Шебалин, музыковеды Житомирский, Рыжкин, Скребков, пианист Фейнберг, дирижер Кондрашин и другие.
Первый тревожный звоночек для него прозвенел после публикации в «Правде» печально известной статьи «Сумбур вместо музыки», где резко критиковалась опера его друга Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Через год арестовали маршала Тухачевского, обвиненного в военном заговоре против правительства, и приговорили к высшей мере наказания — смертной казни. В скором времени та же участь постигла и его бывшего музыкального наставника, которого расстреляли как «врага народа» на подмосковном полигоне «Коммунарка» вместе с десятками тысяч других жертв «Большого террора». И только с приходом «оттепели», в апреле 1961 года, через две недели после исторического полета в космос Юрия Гагарина, Жиляев был реабилитирован постановлением Верховного суда СССР.
Текст — Анатолий Лысенков