Его с восторгом принимала публика всего мира, считая одним из лучших скрипачей-виртуозов своего времени и называя «чешским Паганини».
Учиться играть на скрипке Ян начал в раннем детстве. Первым учителем стал отец, который был скрипачом-любителем. Однажды в ансамбль, где играл отец Кубелика не пришел кларнетист, и тогда Ян уверенно сыграл его партию на скрипке. Становилось понятно, талант мальчика настолько ярок, что нужен преподаватель-профессионал. И тогда Ян начал заниматься у Карела Ондржичека, который на тот момент был первой скрипкой в оркестре Пражского национального театра.
В двенадцать лет будущая звезда мировой сцены предстает перед приемной комиссией Пражской консерватории и играет Седьмой концерт Шарля Берио. Исполнение приводит в восторг, но комиссию смущает юный возраст абитуриента. Тогда мальчика отправляют на год заниматься с Отакаром Шевчиком, который дает Яну сложные техничные пьесы. В 15 лет Кубелик уже блестяще исполняет Третий концерт Сен-Санса, а в восемнадцать начинает концертировать по разным странам. На концерте в Лондоне скрипачу приходится бисировать целый час, и это после того, как перед ним играл сам Изаи.
В 1902 году Кубелик покоряет Россию. Вот отзыв «Русской музыкальной газеты»: «Ян Кубелик — новый баловень петербургской публики. Он приехал сюда, как и Гофман, без предварительной рекламы, а теперь концерты его в Дворянском — событие, привлекающее густую толпу народа. Молодого чешского скрипача ходят слушать все артисты и любители скрипки, артисты и любители музыки вообще, в главной же массе — равнодушные и к скрипке, и к музыке, и к концертам, но любопытные ко всему, что является живою темой сегодняшнего разговора. Кубелик действительно явление выдающееся, яркий, здоровый талант, законченный артист, с техникою, доведенной до пределов „чудесного“».
До начала первой мировой войны Кубелик пользовался феноменальным успехом. В Петербурге, желая попасть на концерты чешского скрипача, публика занимала очередь у билетной кассы с утра, приходя туда с самоварами и едой. На родине его принимали как национального героя. Император Австро-Венгрии Франц-Иосиф предложил ему герб и дворянство, от чего Кубелик отказался, заявив, что он чех и простой человек. Внук Паганини презентовал ему фотографию и локон волос деда.
Первую мировую войну Кубелик прожил на родине, занимаясь композицией и игрой в домашнем квартете. С наступлением мира снова начал концертировать. Но довольно скоро посетители его концертов и пресса стали замечать резкое падение мастерства своего любимца. Игра Яна сделалась неровной и холодной. Дошло до того, что в Австралии ему отказали в записи грампластинки, а концерты все чаще проходили при полупустых залах.
Но музыкант не переставал концертировать. Последний концерт Кубелик дал за полгода до смерти — в мае 1940 в Невеклове. Умер он в Праге и был похоронен на Вышеградском кладбище.
Наталия Сергеева